-Метки

Пермский край австрия азербайджан албания аргентина армения архангельская область астраханская область байкал беларусь в путь! великобритания венгрия владимирская область волгоградская область вологда вологодская область воронежская область германия грузия дальний восток евреи египет жизнь загадки ивановская область израиль индия индонезия иордания иран иркутская область испания италия калужская область камбоджа карелия карпаты кижи китай костромская область краснодарский край красноярский край крым куба ленинградская область литва мальта марокко мексика молдова москва московская область нагорный карабах нижегородская область петрозаводск полезное польша португалия россия ростовская область румыния рязанская область рязань санкт-петербург сахалин сахалинская область северная македония северная осетия северный кавказ сибирь сицилия словакия словения ссылки сша таймыр татарстан тверская область тульская область тунис турция уганда украина урал финляндия франция чехия чечня чили швейцария швеция эстония эфиопия южная корея южная осетия ява япония ярославль ярославская область

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Кошки_разных_народов Пни_мира Городские_взломщики Пойдем_поедим
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Городские_взломщики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.01.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 180989


Метро, как произведение искусства

Пятница, 28 Января 2011 г. 01:11 + в цитатник
Пожалуй, Стокгольм - это один из немногих городов мира, где метро, подобно нашему, можно назвать не только средством передвижения, но и произведением искусства. Еще в 1950-х годах шведы решили, что, раз уж метро в их столице быть, то пусть оно будет необычным, таким, чтобы им могли любоваться и жители города, и гости. Причем, не просто любоваться, а находить для себя что-то новое в искусстве и культуре. Наше московское метро в ту пору, послужило, если и не прототипом стокгольмскому, то натолкнуло его создателей на идею о том, что оно может быть не только транспортным средством. Правда, о нашем метро шведы отзывались не очень-то восторженно: да, мол, светло, красиво, но как-то уж слишком приторно, слишком вызывающе оформлены станции, а то искусство, которое можно видеть на них, в чем-то уже устарело, а в чем-то очень далеко от той действительности, которую на самом деле переживает страна. И шведы пошли другим путем и изобразили на своих станциях сюжеты на такие темы, которые будут актуальны всегда. Ну, или почти всегда. И в один из стокгольмских вечеров мы решили поподробнее узнать, что же такое они там придумали, и спустились под землю.
 (700x525, 243Kb)



Всего линий в стокгольмском метрополитене три: красная, голубая и зеленая. Правда, почти они все разветвляются на концах, превращаясь тем самым еще в несколько. Одна поездка стоит минимум 30 шведских крон (примерно три евро). Билеты можно купить в автомате или в магазинчиках рядом с метро. Но так как у нас были двухдневные музейно-транспортные карты, мы обходились без билетов.
Вход.
 (700x525, 235Kb)


Попадание в метро в Стокгольме более серьезное мероприятие, чем в Хельсинки. Здесь есть турникеты, а рядом в будке сидит тетечка или дядечка и пропускает или не пропускает желающих спуститься вниз.
 (699x365, 162Kb)


Еще, помимо тетечки, мы пару раз видели контролера, который стоял у турникетов и бдил за порядком. Станции же проложены достаточно глубоко, некоторые даже глубже наших, и на многих из них очень холодно, сыро, а иногда даже пахнет плесенью - например, на "Rinkeby". Спуститься же на них можно на эскалаторе или на лифте.
Эскалаторы слева, лифт справа.
 (700x478, 212Kb)


Но лифтами тут, похоже, пользуются нечасто. Во-первых, они грязные, а во-вторых, в них знатно воняет. В общем, прокатившись два раза, мы больше не стали. Станции большие, просторные, но в основном темные. Как и в Хельсинки, здесь есть часы и табло, на котором указывается, сколько времени осталось до прихода поезда, а также еще одного или двух, следующих сразу за ним.
 (700x525, 281Kb)


А, вот, что касается интервалов, то они гораздо больше, чем в том же метро Хельсинки и уж, тем более, в московском. Иногда поезд нам приходилось ждать по 10-12 минут, а ночью (да-да, здешнее метро работает и по ночам) интервалы между поездами могут быть больше получаса. Впрочем, о том, когда будет ближайший поезд, можно узнать заранее: на каждой станции тут висит не только карта города с наложенной на нее схемой метрополитена, но и его подробное расписание.
 (700x525, 289Kb)


Поезда же выглядят очень современно.
Снаружи так.
 (700x548, 217Kb)


Внутри так.
 (699x493, 213Kb)


Что же касается нас, то мы на осмотр метро выделили себе около двух часов, а Антон перед поездкой в Стокгольм подробнейше изучил, какие станции здесь наиболее красивы и стоят нашего внимания. Таких оказалось 15. Правда, потом на пять из них нам пришлось забить, так как они находились на окраине города и были нам не по пути. А из оставшихся десяти, я думаю, теперь вполне можно составить этакий рейтинг-хит. Хотя, конечно же, он будет исключительно субъективным и отражающим только наше мнение.
Итак, на заслуженном десятом месте у нас оказалась станция "Mariatorget", на которой мы жили. Ее стены, если не считать плакатов предвыборной агитации, были украшены черно-белыми фотографиями. А у эскалаторов на платформе стояла маленькая скульптура девочки с куклой. Мило и трогательно.
 (699x490, 180Kb)


...
 (308x698, 150Kb)


На девятое место мы поставили станцию "Gardet", рядом с коей находятся терминалы паромов "Silja". Там на платформе мы осмотрели витрины с огромными насекомыми. И хотя эти насекомые были не настоящие, все-таки некоторые основы энтомологии они давали.
 (700x525, 190Kb)


Панно с насекомыми.
 (498x699, 183Kb)


На восьмое место у нас вышла станция "Husby". На ней преобладает морская тематика: ее стены украшают рисунки с изображением старинных стокгольмских кораблей.
 (699x537, 278Kb)


...
 (699x351, 200Kb)


Но, кроме моря здесь присутствует и земная жизнь, и, например, в некоторых проходах тут можно полюбоваться инсталляциями роз. Сделаны они, между прочим, настолько профессионально, что кажутся почти живыми.
 (699x626, 250Kb)


Седьмое место заняла еще одна станция морской направленности - "Fridhemsplan". Эта станция пересадочная, поэтому тут интересны и платформы, и переходы. Кстати, именно здесь мы впервые увидели, так сказать, "пещерное" метро.
 (700x525, 304Kb)


Дело в том, что стокгольмское метро на большинстве участков прорублено в гранитных скалах. И вместо того, чтобы станции облицовывать плиткой, как это принято у нас, шведы поступили проще: кое-где они оставили скалы нетронутыми, и гуляя, по таким станциям, чувствуешь себя примерно, как в каком-то глубоком сыром ущелье (кстати, есть места, где по стенам действительно струится вода), но на большинстве станций стены покрыты распыленным бетоном, который застыл, и образовал своды с абсолютно неровной волнистой или даже натечной поверхностью. На таких станциях создается впечатление, что ты в пещере. Говорят, что в 1970-х годах, когда в Стокгольме появились первые линии с такими станциями, многие шведы боялись спускаться в метро, так как оно у них ассоциировалось с загробным миром. Возможно, что-то есть и от этого. По крайней мере, там гораздо темнее и мрачнее, чем у нас.
 (700x525, 237Kb)


На станции "Fridhemsplan" можно увидеть летящую чайку, витрину, на которой стоит кораблик с алым парусом, корабельный якорь у стены, нарисованный компас.
 (700x492, 250Kb)


...
 (700x560, 286Kb)


...
 (700x525, 293Kb)


...
 (700x538, 311Kb)


А еще несколько маленьких витрин, где собраны предметы, выброшенные морем. И если в одной такой витрине предметы более-менее безобидные: бутылки, ракушки и доски, то в других картина более печальная: жестянки, банки и доски покрыты толстым слоем нефтепродуктов...
 (700x578, 307Kb)


...
 (699x517, 288Kb)


На шестом месте у нас с Антоном получилась станция "Thorildsplan". Построена она давно, но несколько лет назад пережила ремонт, а потому и оказалась оформлена весьма по-современному. Эта станция наземная, и украшены на ней только переходы. Такой вид искусства, как применен здесь, называется пиксель-арт. На стенах этой станции квадратными плиточками изображены иконки и смайлы, с коими мы ежедневно встречаемся в сети: значок почты, курсор, бомбочка, улыбающаяся рожица и многие другие.
 (700x336, 163Kb)


...
 (699x401, 162Kb)


...
 (671x699, 226Kb)


...
 (700x525, 194Kb)


На пятом месте оказалась станция "Rinkeby". Она покрашена в веселый оранжевый цвет, а ее стены украшает золотая мозаика с изображением разных известных археологических находок и картин древних эпосов. Правда, эта станция находится на окраине, пассажиров там очень мало, и, как я уже говорила, показалась нам особенно сырой и холодной. В общем, несмотря на всю ее красоту, особого уюта мы на ней не ощутили.
 (699x582, 285Kb)


...
 (700x525, 247Kb)


...
 (699x567, 239Kb)


...
 (699x474, 246Kb)


На четвертое место вышла станция "Kungstradgarden". Она тоже сделана с археологическим уклоном. Например, при выходе с платформы к эскалаторам тут находится композиция из античных скульптур и их обломков и руин. Что интересно, они настоящие. Это - сохранившиеся элементы дворца Делагарди "Макалес".
 (700x525, 301Kb)


Но, кроме них, здесь хватает и всего другого, начиная с горельефов химероподобных существ, словно вылезающих из стен платформы.
 (700x467, 231Kb)


Красной фигуры, по всей видимости, одного из языческих богов.
 (592x698, 290Kb)


Похожих на театральные маски.
 (699x331, 143Kb)


И заканчивая каменным водопадом опять-таки прямо из стены.
 (700x525, 296Kb)


"Старинными" дверями в никуда, ибо за ними находится очередная стена.
 (573x699, 299Kb)


И наистраннейшей росписью потолка холла, где среди прочего изображен человек без кожи, но с огнем в руке, пытающийся запихнуть себе этот огонь в одно место, окруженный знаками радиоактивности.
 (525x700, 301Kb)


На достойное третье место мы единогласно выдвинули станцию "T-Centralen" голубой линии. Вообще, из названия станции видно, что она в Стокгольском метро самая главная и центральная. Здесь пересекаются все три линии, а станция имеет кучу переходов и построена аж на трех этажах. Но, повторюсь, красивая из них только та, что находится на голубой ветке, все остальные - вполне обычные. Стены станции выполненные в бело-синем цвете. Но, к сожалению, увидеть ее во всех красе мы не смогли. "T-Centralen" решили подремонтировать и завесили все стены и потолки сеткой. Так что, полюбовались мы ею только в переходе, где изображены силуэты рабочих, строивших станцию.
 (699x561, 276Kb)


А, вот, почетное второе место у нас заняла станция "Solna centrum". Это просто умопомрачение какое-то! Главная тема в оформлении - лес и экология. На стенах тут великое множество рисунков лесной природы, водопадов, животных леса и человека, рубящего этот лес и, вообще, постоянно портящего экологию: то бульдозер подгонит, то железную дорогу проложит, то завод откроет, в котором постоянно дымят трубы, то вырубит все подчистую, то измыслит еще какую-нибудь гадость...
 (700x525, 271Kb)


...
 (700x525, 316Kb)


...
 (700x525, 285Kb)


...
 (700x525, 272Kb)


...
 (700x525, 304Kb)


Рисунки есть разные, но особенно нам понравился тот, который изображает человека, разглядывающего что-то в бинокль на горизонте, и подкрадывающегося к нему лося с наставленными рогами. Очень доходчиво! :))
 (700x525, 270Kb)


Кстати, на "Solna centrum" можно рассмотреть лося и в полный рост. Он тут стоит в витрине в виде макета.
 (699x599, 245Kb)


А еще рядом есть макеты дач и коттеджей, тоже, между прочим, сделанных из дерева.
 (700x525, 229Kb)


А тот факт, что станция оформлена в зеленом и красном цветах, только подчеркивает, что лес и природа сейчас находятся в большой опасности.
 (700x525, 205Kb)


...
 (699x474, 190Kb)


Ну, а первое место мы единогласно присвоили станции "Rissne". Пожалуй, это самая умная и обучающая станция во всем Стокгольмском метро. Суть в том, что на ней показана вся история человечества от доисторических времен до наших дней. На стене с одной стороны платформы креативные шведы нарисовали шкалу времени, а над ней изобразили контурами государства, которые существовали и доминировали в эти годы.
 (700x525, 202Kb)


...
 (700x525, 257Kb)


...
 (699x418, 233Kb)


На противоположной же стене над такой же шкалой написали, какие наиболее важные события происходили в политике, в культуре, в науке и в религиозной жизни. Правда, написано все по-шведски. Но все равно многое вполне понятно и читабельно.
 (698x398, 218Kb)


...
 (700x525, 349Kb)


...
 (700x522, 258Kb)


Себя шведы, конечно, тоже не забыли, и одну из эпох посвятили своей стране.
 (525x700, 290Kb)


Но и мы там тоже есть: и как Россия до 1917 года, и как Советский Союз - после.
 (700x525, 249Kb)


В общем, очень оригинальная станция, на которой мы провели больше всего времени.
 (700x452, 184Kb)
Вот таким нам представилось Стокгольмское метро. Если будете там, обязательно посетите!
В Стокгольме мы жили в отеле-корабле "Loginn Hotell", ели в кафе 13 века "Cafe Sten Sture".
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2010 год, сентябрь:

Стокгольм. А вы никогда не мечтали о Нобелевской премии?
Стокгольм. Главный город шведов
На пароме от финнов к шведам
Тампере. Музей Ленина. Ленин всегда живой!
Тампере. Музей "Долина муми-троллей". Муми-тролли навсегда
Тампере. Город фабрик
Хельсинки. Транспорт
Хельсинки. Суоменлинна. Игрушечная история
Хельсинки. Суоменлинна. Крепость на троих
Хельсинки. "Розовая Пантера" на "Бегущем городе"
Хельсинки. Миши
Хельсинки. Из лоскутков
Фотообзор: Осень в краю полярных сияний
Рубрики:  Фоторепортажи
Железные дороги/метро/трамваи
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 3 пользователям

Афросинья   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 01:25 (ссылка)
потрясающе!!! спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Natriy_mur   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 01:33 (ссылка)
Annataliya, ни себе чего... Круто!!
Ответить С цитатой В цитатник
Стингер   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 01:33 (ссылка)
Стокгольмские метряные подборки попадались мне неоднократно. При всем моем уважении к скандинавскому дизайну и пр., даже и сами фотографии тех самых "пещерных" станций производят давящее впечатление. Красная станция разрывает мозг, тяжело в помещении такого агрессивного цвета поезд ждать, ещё и так долго. Станция с наглядным курсом истории, географии и всего такого занятная, думаю, что если застрять на недельку в Швеции, то я и шведский начну понимать, и ждать поезда на ней будет уже не так скучно.
Ответить С цитатой В цитатник
nnadink   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 05:54 (ссылка)
Произведение искусства - это точно...) но... мне наши светлые торжественно-концертные залы нравятся не меньше...
Красный потолок и довольно темная обстановка - скорее вызывают в сознании название "подземка"...
Ответить С цитатой В цитатник
Ясу   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 07:59 (ссылка)
надо же! какое разнообразие идей! молодцы шведы ^__^
Ответить С цитатой В цитатник
Sweet_cloudberries   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 09:52 (ссылка)
Крутое метро)
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 10:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Афросинья

Афросинья, не за что. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 10:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Natriy_mur

Natriy_mur, шведы выпендрились. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 10:28 (ссылка)

Ответ на комментарий Стингер

СтингЕР, ты знаешь, соглашусь с тобой. Да, красиво и проехаться один-два раза вполне нормально. Но постоянно ездить с одной из этих станций, мне тоже кажется, депрессивно. А если добавить, что на многих станциях сыро, по стенам стекает вода + унылое освещение... Ведь не случайно, что в метро Стокгольма довольно-таки большой процент самоубийств.
А вообще, не знаю, насколько это правда, но читала на их метрошном сайте, что когда эти все станции понастроили, там сверху у потолков не было даже перекрытий - ну, пещера пещерой получалась, и многие шведы реально боялись спускаться в метро.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 10:30 (ссылка)

Ответ на комментарий nnadink

nnadink, согласна, Надя. Мне тоже при полной шведском креативе наши станции нравятся больше. Пусть даже с советским уклоном, но они светлые, и это плюс. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 10:31 (ссылка)

Ответ на комментарий Ясу

Ясу, ага, креативщики. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 10:32 (ссылка)

Ответ на комментарий Sweet_cloudberries

Sweet_cloudberries, шведы крутые. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Syamuka   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 10:54 (ссылка)
1. У эскалаторов, мне показалось, угол острее, чем у нашего метро, т. е. они установлены более вертикально.
2. Насекомые - жуть...
3. Идея: метро-пещера - понравилась. А еще - предметы, выброшенные морем.
4. У меня "места" распределились примерно, так же.
5. А в целом - молодцы шведы!
6. Спасибо вам за фото и тебе за рассказ. В Швецию я вряд ли попаду.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 11:29 (ссылка)

Ответ на комментарий Syamuka

Syamuka, да, насчет эскалаторов, по-моему, ты права. Но, в принципе, когда на нем едешь, угол не особо чувствуется.
А насекомые почему жуть? Ведь, как в музее. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Syamuka   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 11:33 (ссылка)
Annataliya, Просто неприятные, как вид. Не божья коровка же... даже не колорадский жучок...:-))
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 11:50 (ссылка)

Ответ на комментарий Syamuka

Syamuka, ну, они же стеклянные, приглядись. :))
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Ясина   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 13:57 (ссылка)
Присоединяюсь к СтингЕР и nnadink. Точно подмечено. На меня фотографии очень давящее впечатление произвели.
Ответить С цитатой В цитатник
Syamuka   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 14:45 (ссылка)
Annataliya, Хоть и стеклянные, но вид у них не притягательный. Особенно белые и красные. Бррр... Лучше бы пчелка была, или шмель...
Ответить С цитатой В цитатник
Стингер   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 14:47 (ссылка)
Annataliya, и вот это как раз очень странно. В подсознании уже засел стереотип "У них всё для людей, у нас всё через Жо". А тут вроде и лифт есть, и поезда современные, но что-то недожали О.о Ладно, в прошлом году меня в шутку ли, всерьёз пообещали взять переводчиком на конференцию, кажется, в Линчёпинг, я не знаю, где это, но, может, и в стокгольмском метро по пути туда побываю.
Ответить С цитатой В цитатник
Anelehka   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 15:11 (ссылка)
интересно, но страннова-то
я люблю наши старые станции типа Арбатской, Новослободской, мне кажется они никогда не надоедят, а такая красно-зеленая хороша для туристов, приехал - сфотографировал и домой
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 15:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Татьяна_Ясина

Татьяна_Ясина, а люди так каждый день ездят. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 15:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Syamuka

Syamuka, ну, в общем, да. Тоже не могу не согласиться.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 15:53 (ссылка)

Ответ на комментарий Стингер

СтингЕР, побывай. :) Тут, как мне кажется, столкнулись два стереотипа. Первый - это, который ты назвала, а второй - это то, что там все креативно и круто. Согласись, получилось даже чересчур креативно. Этого не отнять.
Так что, думаю, дожали, но в другом.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 15:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Anelehka

Anelehka, вот, полностью согласна с тобой. Одно дело посмотреть разок и уехать, а другое - каждый день через нее ездить на работу, с работы.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Ясина   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 15:56 (ссылка)
Annataliya, Сочувствую им. Хорошо ещё, если они не больше часа в этой депрессивной атмосфере. А если целый день...
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 15:57 (ссылка)

Ответ на комментарий Татьяна_Ясина

Нее, ну, целый день - это вряд ли все-таки.
Ответить С цитатой В цитатник
Стингер   обратиться по имени Пятница, 28 Января 2011 г. 16:57 (ссылка)
Annataliya, ну, насчёт существенного превосходства европейского дизайна над российским никто спорить не будет. Естественно, у них тоже бывают проколы, но в среднем их меньше. А в части социальной рекламы мы вообще нервно курим пачку за пачкой, увы.
Ну а что касается креатива, то соглашусь. Но тут уже, думаю, сказывается разница в менталитете (возможно) и во взглядах на искусство. По мне, современное искусство (ну или то, что называют современным искусством), как правило, это дичайший эпатажно-бессмысленный трэш, не вызывающий никаких эмоций, кроме недоумения, отвращения и желания сгрести всё в кучку и выкинуть в мусорное ведро.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 3 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку