-Метки

Пермский край австрия азербайджан албания аргентина армения архангельская область астраханская область байкал беларусь в путь! великобритания венгрия владимирская область волгоградская область вологда вологодская область воронежская область германия грузия дальний восток евреи египет жизнь загадки ивановская область израиль индия индонезия иордания иран иркутская область испания италия калужская область камбоджа карелия карпаты кижи китай костромская область краснодарский край красноярский край крым куба ленинградская область литва мальта марокко мексика молдова москва московская область нагорный карабах нижегородская область петрозаводск полезное польша португалия россия ростовская область румыния рязанская область рязань санкт-петербург сахалин сахалинская область северная македония северная осетия северный кавказ сибирь сицилия словакия словения ссылки сша таймыр татарстан тверская область тульская область тунис турция уганда украина урал финляндия франция чехия чечня чили швейцария швеция эстония эфиопия южная корея южная осетия ява япония ярославль ярославская область

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Кошки_разных_народов Пни_мира Городские_взломщики Пойдем_поедим
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Городские_взломщики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.01.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 180989


Хохло-пост

Среда, 03 Февраля 2016 г. 09:00 + в цитатник
В последний день нашего путешествия по Пермскому краю мы решили отправиться в Хохловку. Хохловка - это весьма крупная деревня, расположенная примерно в 70 километрах от Перми, известная на весь регион своим архитектурно-этнографическим музеем, или другими словами, музеем деревянного зодчества под открытым небом. Правда, музей там такого уровня, что в нем не придется смотреть лишь свезенные сюда отовсюду деревянные избушки. Они в нем, конечно, тоже есть. Но в каждой избе, церкви, мельнице, охотничьем хозяйстве и прочих постройках располагаются свои экспозиции, из которых сразу становится понятно, как и чем раньше жили пермяки.
Если вам не видны фото, смотрите здесь: http://annataliya.livejournal.com/837209.html
IMG_2511 (700x346, 170Kb)


...В Перми мы нашли рейсовый автобус до Хохловки. Их, таких, оказалось всего несколько рейсов в день, но был и весьма подходящий нам по времени - утренний. Поэтому, выехав из Перми около половины десятого, ближе к одиннадцати мы уже были в Хохловке, позавтракали там в кафе при только что открывшейся гостинице, купили билеты в музей и вполне легко присоединились к подъехавшей как раз в это время экскурсии студентов из какого-то профильного пермского вуза.
Это - Хохловка.
2.
IMG_2521 (700x444, 252Kb)


Территория музея оказалась совсем не маленькой и для удобства поделенной на секторы: Северо-Западное Прикамье, Северное Прикамье, Южное Прикамье, Охотничье становье, Солепромышленный комплекс и Сельскохозяйственный комплекс. Маршрут был проложен по кругу (хотя для тех туристов, которые не хотели смотреть всё подряд, тоже имелись тропинки от одного объекта к другому), и мы первым делом отправились изучать, как жили пермяки Северо-Западного Прикамья. Здесь была усадьба 19 века коми-пермятского крестьянина Кудымова, привезенная из деревни Яшкино. Внешне усадьба оказалась совсем простой. Она являла собой две деревянные сосновые избы, связанные сенями, и крытый двор с хлевом и конюшней, а чуть поодаль за отделяющей их от улицы бревенчатой оградой, еще амбар, ледник и баня.
3.
IMG_2378 (700x455, 229Kb)


Обстановка внутри избы тоже была весьма скромной, если не сказать, спартанской. Глинобитная печь, напротив нее Красный угол с иконами, вдоль стен - лавки, на столе обычная для тех мест посуда и, разумеется, деревянная солонка в виде уточки.
4.
IMG_2380 (700x511, 197Kb)


5.
IMG_2391 (700x371, 184Kb)


6.
IMG_2389 (700x487, 263Kb)


7.
IMG_2381 (700x513, 235Kb)


Соль в Перми ценилась чуть ли не на вес золота, а потому считалась, что, чем больше солонка, тем больше соли у хозяина и тем он богаче.
8.
IMG_2400 (700x411, 184Kb)


Кстати, именно в этой избе я впервые увидела детские соски-бутылки, сделанные из коровьего рога. Кончик в них спиливали, чтобы получилась дырочка, наливали внутрь молоко и давали детям, а те пили, как грузины вино из точно таких же, но больших и бараньих рогов. :))
9.
IMG_2386 (700x452, 153Kb)


Но аскетичная обстановка не была типичной для всех крестьянских изб Прикамья. Так, во второй половине 19 века популярной у крестьян стала домовая роспись. Ею занимались в основном профессиональные мастера-красильщики. Они расписывали горницы и кухни в крестьянских домах, а также шкафы, прялки и посуду. В узорах преобладали оранжево-красные, синие, зеленые и желтые тона, обязательно присутствовали белый и черный цвета. Красный цвет символизировал силу природы, а синий олицетворял стихию воды. Самым распространенным сюжетом было цветущее дерево (дерево жизни) с сидящими на нем птицами. Птица на дереве тут сравнивалась с образом солнца. В общем, выглядело все нарядно и веселенько. В одной из таких изб с росписью мы побывали.
Симпатично, правда? Кстати, в этой избе роспись горницы, скорее всего, свадебная, ибо она лучше всего видна с печных полатей, где после свадьбы почивали молодые.
10.
IMG_2413 (700x416, 158Kb)


11.
IMG_2415 (700x525, 275Kb)


12.
IMG_2414 (700x493, 244Kb)


13.
IMG_2418 (700x458, 256Kb)


Роспись всегда выполнялась масляными красками без трафарета и предварительного наброска и в результате изображение получалось свежим, сочным и немного наивным.
Ну, и покажу вам еще одну крестьянскую избу конца 19 века. Так сказать, к вопросу крестьянской бедности и нищеты. Вот усадьба крестьян Баяндиных-Боталовых из деревни Дмитриево Коми-Пермятского округа.
14.
IMG_2392 (700x468, 273Kb)


На первом этаже усадьбы находилась теплая изба с русской печью, клеть для хранения домашней утвари, одежды и продуктов и торговая лавка.
На втором этаже дома располагалась горница с "голландской" печью, кухня и клеть. Во дворе размещались конюшня, хлев, сеновал, стояли телега и сани.
15.
IMG_2403 (700x492, 332Kb)


На огороде в отдельной избушке находилась синильная мастерская.
Хозяин дома, помимо занятия земледелием, владел ремеслом синильщика и по заказу окрестных крестьян окрашивал домотканые холсты и пряжу.
16.
IMG_2407 (700x394, 267Kb)


Ткани обычно было принято красить в синий цвет разной интенсивности (отсюда и название - синить). Технология состояла из трех основных операций: сначала приготавливали краску в кубе; потом ткань и пряжу опускали в куб, то есть, непосредственно красили; и, наконец, закрепляли окраску. Некоторые умельцы, правда, еще набивали узоры.
17.
IMG_2405 (700x467, 250Kb)


Крашенные ткани крестьяне обычно использовали для пошива простой одежды для личных нужд и разных бытовых целей.
18.
IMG_2397 (700x436, 315Kb)


19.
IMG_2398 (700x517, 359Kb)


Ну, и как вы уже и сами поняли, еще одним дополнительным заработком хозяев дома крестьян Баяндиных-Боталовых была личная лавка. В ней можно было приобрести городскую мануфактуру (разные уже фабричные ткани, к примеру, ситец), сладости - леденцы, конфеты, пряники, всевозможные инструменты и всякие строительные и сельскохозяйственные нужности - пилы, топоры, гвозди, серпы, косы, керосин, спички и прочее.
20.
IMG_2395 (700x490, 237Kb)


21.
IMG_2396 (700x518, 249Kb)


22.
IMG_2399 (700x484, 282Kb)


23.
IMG_2401 (700x512, 341Kb)


Вот такие не бедные были крестьяне.
Впрочем, в Прикамье были, конечно, избы и попроще. Но все они нисколько не халупы, а прочные и добротные дома.
Изба крестьянина Игошева середины 19 века из деревни Грибаны.
24.
IMG_2439 (700x434, 264Kb)


А теперь давайте я вам расскажу о церквях. Конечно, в селах Пермского края их строили и строили из самого легко добываемого в здешних местах материала - из дерева. В Хохловку таких церквей привезено аж две штуки. И обе они абсолютно разные.
Первой из них, которую мы осмотрели, стала церковь Преображения из Северного Прикамья, возведенная в самом начале 18 века. Она состояла из трех частей: трапезной, храмовой и алтарной, деление на которые читалось даже в ее внешнем облике. Хотя, честно говоря, лично мне внешне она показалась больше похожей на корабль.
25.
IMG_2421 (700x453, 212Kb)


Вторая же церковь была еще более старой, чем Преображенская. Ее построили в 1694 году, привезли из Южного Прикамья и называлась она Богородицкой. Она считается "жемчужиной" прикамского деревянного зодчества, и была как бы двухэтажной: нижний подклет предназначался для хранения церковного имущества, а на втором этаже проходила служба.
26.
IMG_2433 (700x546, 313Kb)


27.
IMG_2438 (700x610, 459Kb)


28.
IMG_2437 (478x700, 224Kb)


Рядом с Богородицкой церковью, словно в едином архитектурном ансамбле, стоит и колокольня.
29.
IMG_2434 (700x445, 218Kb)


Но, во-первых, колокольня почти на сто лет моложе церкви, а во-вторых, ее привезли в Хохловку совершенно из другого села. Тем не менее, она, может быть, даже еще более ценная, чем церковь, ибо считается единственной деревянной колокольней, сохранившейся до наших дней в Пермском крае. Правда, к сожалению, внутрь колокольни нас не пустили. Ведь мы были в Хохловке в марте, когда здесь еще практически зима, а зимние холод и сырость, по словам нашего экскурсовода, сильно портят ее интерьеры. Поэтому открывают колокольню только летом.
30.
IMG_2432 (458x700, 229Kb)


Но зато экскурсовод рассказала нам о некоторых местных празднично-церковных традициях и обычаях. Например, о Пасхе, ведь мы там были как раз за несколько недель до нее.
Пасха была одним из главных православных праздников в году. Накануне в пятницу на страстной неделе мыли избы, иконы, а в субботу после обеда стряпали, красили яйца, строили качели. Красный цвет яиц символизировал солнце и весеннее время года. Первое вынутое из отвара яйцо разламывали и клали на стол в переднем углу избы. Его предназначали для умерших родителей. Второе яйцо клали на божницу. Остальные же яйца укладывали в висевшие перед иконами специальные соломенные корзинки. По старинному обычаю, яйца обязательно дарили крестным, а еще ими менялись по пути в храм с теми, кого встречали по дороге.
На Пасху обязательно готовили оладьи и картофельные шаньги - кулики. Утром все члены семьи обязательно разговлялись яйцами, куликами и пельменями.
По окончании церковной службы и разговления в храме батюшки обходили дома своего прихода. Они христосовались с жителями, освящали жилье святой водой. Дети ходили к родственникам и собирали яйца. Когда приходили за яйцами, то говорили: "Христос Воскресе!"
Самым популярным развлечением на Пасхальной неделе были качели. Перед началом качания качели "заклинали": "Ноге (опоре) не сломаться, веревке не рваться, доске не треснуть - хорошо качать!" Возле качелей играли в бабки, чехарду, чижа, ляпу. Для молодежи время качелей превращалось в праздник встреч с родственниками, угощений и новых знакомств, в том числе, и с будущими женихами и невестами.
На Пасхальной неделе приглашали родных на молодое пиво. Когда его пили, приговаривали: "Пейте молодое пиво и в жизни долго будете молодыми!"
Весело гуляли, правда?
Ну, а я покажу вам теперь сторожевую башню, построенную в 1905 году по образу и подобию башен 17 века. Эту башню привезли в Хохловку из села Торговище. Это село было большим, в нем имелась собственная крепость и с 1660-х годов она служила центральной проезжей башней этой крепости. В 1899 году башня сгорела, но крестьяне восстановили ее собственными силами. Башня двухярусная. Сверху через бойницы врагов обстреливали на дальних подступах, а для ближнего боя использовали "облам" - специальный выступ на верхних бревнах четверика. На крыше находилась маленькая смотровая башенка - в ней несли службу дозорные.
31.
IMG_2426 (618x700, 317Kb)


Виды от башни на село.
32.
IMG_2431 (700x382, 251Kb)


33.
IMG_2428 (700x467, 305Kb)


34.
IMG_2430 (700x428, 315Kb)


Но давайте перейдем к более мирным постройкам. Так как села в Прикамье были большие, а дома в них деревянными, то пожары, увы, не были редкостью. Поэтому с 1890-х годов в Пермской губернии стали появляться земские пожарные дружины.
В Хохловке стоит здание сельского пожарного депо (тоже, кстати, деревянного), привезенное сюда из села Скобелевка. В этом селе в 1906 году была организована пожарная дружина из 23 человек. Депо по современным понятиям было совсем небольшим.
35.
IMG_2443 (558x700, 358Kb)


Из "техники" в нем имелся пожарный обоз в летнем и зимнем вариантах, в который впрягали лошадь. Летом тушить пожары ездили на специальных телегах, а зимой - в санях. В качестве ёмкостей для воды служили обычные деревянные бочки. И если уж говорить откровенно, то спасти загоревшуюся избу пожарная дружина была не в силах. И главной ее задачей было не допустить, чтобы пожар распространился на соседние дома и пошел гулять по селу.
36.
IMG_2450 (700x457, 274Kb)


37.
IMG_2446 (700x467, 254Kb)


38.
IMG_2448 (700x432, 179Kb)


Чем же занимались крестьяне в деревнях и селах? Прежде всего, конечно, сельским хозяйством. В Пермской губернии отлично урождались хлеба, и она долгое время считалась самой настоящей житницей. Зерно здесь было качественное и дешевое. В Хохловке есть гумно с овином.
39.
IMG_2495 (700x405, 198Kb)


Предназначалось это сооружение для сушки снопов и обмолота зерна. В ямном овине снопы сушили. После этого их обмолачивали на глиняном полу, а открытые ворота гумна давали крестьянам возможность веять зерно при разных направлениях ветра. Долгое время крестьяне занимались молотьбой зерна вручную, машины для этого появились у них только 1880-х годах.
40.
IMG_2488 (700x467, 279Kb)


41.
IMG_2491 (700x456, 289Kb)


42.
IMG_2486 (700x446, 254Kb)


43.
IMG_2489 (700x543, 249Kb)


44.
IMG_2493 (700x485, 245Kb)


45.
IMG_2494 (700x448, 252Kb)


Ну, и куда же без мельницы? Обычно местные крестьяне использовали ветряные. Та, которая стоит в Хохловке, как раз такая. Ее построили в середине 19 века, но, что самое интересное, использовали по назначению аж до 1966 года. В 1931 году ее взяли в колхоз "Красный боец", который располагался в той самой деревне Шихири, где она стояла. Ну, а так как до сих пор мельницы считаются верхом крестьянской инженерной мысли, грех было их разбазаривать.
Оголовье мельницы поворачивалось вокруг оси вместе с крыльями, насаженными на вал. В сторону ветра ее поворачивали вручную с помощью специального рычага - хвостовины, или, как его еще называли, "хобота". Под напором ветра через сложную систему шестереночных передач и вертикальный вал движение передавалось на мукомольные жернова. Зерно засыпалось в деревянные ковши-воронки, из них оно поступало на жернова и перетиралось, а затем мука по узкому лотку ссыпалась в мучной ларь.
Вот такая хитрая система.
46.
IMG_2478 (618x700, 319Kb)


В сельскохозяйственном комплексе, между мельницей и гумном в Хохлловке оборудовали вольер, в котором пасся одинокий олень. Но я честно говоря, очень сомневаюсь, что пермяки занимались разведением оленей, разве только самые северные из них.
47.
IMG_2480 (700x472, 231Kb)


Но чем они занимались точно, так это охотой - они ходили добывать пушнину.
Да, охотничий промысел был для них очень важным занятием. Интересно, что охотники условно делили лес на заимки, ходили только по своим тропам и ни в коем случае не охотились на территории других охотников. То есть, если вдруг охотник решал поохотится у соседа, это считалось очень-очень не комильфо.
В лес охотники уходили на несколько дней, а, порой, и недель. Там они строили себе охотничьи избушки.
48.
IMG_2456 (700x432, 288Kb)


А также сооружения для временного ночлега - в местах, где они бывали нечасто, но где их настигала ночь. Назывались они "нодья". Охотники брали два бревна, разводили между ними огонь, а сверху строили косой навес. Несмотря на то, что "нодья" строился на открытом воздухе, несмотря на то, что морозы зимой могли достигать в здешних краях 30-40 градусов, в таких "ночлежках", как ни странно, было очень тепло, а, порой, и жарко. Экскурсовод рассказала нам, что охотники там даже могли снять верхнюю одежду. Удивительно!
49.
IMG_2453 (700x467, 285Kb)


Для хранения пушнины охотники сооружали специальные лабазы - этакие ящики, поставленные на столб на высоте чуть выше человеческого роста. Такими их делали специально, чтобы сберечь пушнину от диких зверей. А знаете, как спасали ее от мышей? Ведь мыши спокойно могли взобраться в лабаз и по деревянному столбу! На столбе делали специальную глубокую борозду и внешне получалось нечто, визуально сходное с грибом, где шляпка крепится к ножке. Мышь не может перелезть на "шляпку", падает вниз, а пушнина остается цела.
50.
IMG_2455 (700x467, 367Kb)


А теперь давайте я вам расскажу о самом интересном. Сельское хозяйство, разведение скота, охота, синильные мастерские - это, конечно, все здорово, но все-таки основной отрослью Пермского края была соледобыча и немало крестьян и крестьянок (да-да, и женщин тоже) трудилось на этом поприще. Да что уж! Впервые добывать соль в Прикамье начали в 9-10 веках, а в 17 веке на берегах одной Камы работало уже 233 солеварни. Пермская соль получила название «пермянка» и успешно конкурировала на внутреннем и внешних рынках. Накануне первой мировой войны объемы ее добычи составляли 21,6 миллионов пудов в год.
В Хохловке мы осмотрели целое производство по добычи соли - постройки Усть-Боровского солеваренного завода, построенного в 1880-х годах и привезенные сюда из Соликамска. Производство состояло из рассолоподъемной башни, соляного ларя, соляной варницы и соляного амбара. Процесс происходил так.
В первую очередь было необходимо добыть из недр соляной рассол. Соляные пласты в районе Соликамска залегали неглубоко и имели высокую концентрацию. Поэтому мастера выкапывали "скважину". На выбранном месте возводили бревенчатые леса высотой около 20 метров, выкапывали яму от 17 до 23 метров глубиной и вставляли в нее, так называемую, матичную трубу, изготовленную из толстого соснового бревна. Рассол по трубе поднимали бадьями, как воду из колодца. Позже, правда, процесс немного усовершенствовали. Но вообще, до 1870-х годов соляные скважины бурили вручную ударно-поворотным способом. Такая проходка скважин занимала порой несколько лет, а рассолоподъемная труба становилась самым дорогостоящим элементом солеваренного производства.
Ну, а потом для бурения скважин стали применять буры, в том числе, и паровые, что значительно упростило процесс. Ну, а над скважинами устанавливались рассолоподъемные башни. В основании они являли собой квадратный сруб размером 9 на 9 метров и достигали в высоту 12-16 метров. Венчали их четырехскатные тесовые кровли с четырехугольными отверстиями для выхода штанги насоса. Строились они без фундаментов!
Рассолоподъемная башня.
51.
IMG_2457 (525x700, 279Kb)


По деревянной трубе закрепленной около крыльца, добытый рассол стекал в соляной ларь.
В соляном ларе рассол отстаивался. Внешне ларь представлял собой прямоугольный чан, составленный из плотно подогнанных друг к другу брусьев. Пазы между ними тщательно проконопачивались и снаружи заливались смолой. Устанавливали лари на ряжевом основании на высоте один-полтора метра над землей. В нем могло накапливаться 203 кубических метра рассола.
52.
IMG_2460 (700x424, 254Kb)


В ларях, расположенных в непосредственной близости от рассолоподъемных башен, рассол отстаивался и концентрировался в нижней части, в верхней из него испарялась часть воды. Лари были связаны с варницами подземными деревянными трубами, по коим рассол выпускался через специальные отверстия сразу в варницу. Деревянные пробки, закрывающие эти отверстия, открывались при помощи специальных рычагов-"коромысел". Была предусмотрена и система аварийного сброса рассола при переполняемости ларя. В этом случае он поступал в подземный рассолопровод по деревянной трубе.
Один ларь обслуживал одну или две варницы. В начале 20 века Соликамский Усть-Боровской завод при 12 варницах имел 7 соляных ларей.
53.
IMG_2473 (700x467, 236Kb)


Но, конечно, самый важным было непосредственно выварить соль. Поэтому главный процесс начинался тогда, когда рассол попадал на варницу. Суть действа заключалась в выпаривании. Варница обычно представляла собой квадратный сруб, перекрытый четырехскатной крышей с деревянной вытяжной трубой.
54.
IMG_2461 (700x449, 214Kb)


Внутри варницы устраивалась печь, над которой подвешивали большую, площадью более 100 квадратных метров, металлическую сковороду - чрен или цирен.
Печь.
55.
IMG_2467 (700x490, 358Kb)


Процесс выварки соли начинался с подготовки чрена. Мастер нагревал его первой партией дров, после чего подмастерья бегали по горячим листам и замазывали в них щели... тестом. Рассол подавался непосредственно во время варки. Выварка соли происходила при поддерживании равномерного тихого жара в печах. В результате медленного кипения рассола образовывались кристаллы соли. Ее собирали специальными скребками в углы чрена, а потом деревянными лопатами перекидывали на деревянные настилы - полати, расположенные над чреном. Там соль какое-то время сушилась.
56.
IMG_2471 (700x467, 238Kb)


После того, как она высыхала, начинался следующий этап. Помните, я вам в одной из своих первых пермских заметок рассказывала, как появилась поговорка "Пермяк - соленые уши"? Так вот, она именно о тех самых соленосах, которые переносили мешки соли из варниц в соляные амбары. Соленосами работали и мужчины, и женщины. Соль загружали в рогожные мешки. Для мужчин-соленосов мешки были весом 5-5,5 пудов, для женщин - 3 пуда.
Вот так выглядели соленосы.
57.
IMG_2465 (700x532, 309Kb)


Только в 1907-1908 годах были построены первые солекатные дорожки, по которым вагонетки с солью откатывались к соляным амбарам вручную или конной тягой.
Выварка одной партии соли продолжалась непрерывно около суток. Подряд вываривалось 20-25 партий соли, после чего чрен чистился от соляного осадка и вновь загружался рассолом.
Самое удивительное, что закрылся Усть-Боровский солеваренный завод только в 1972 году, и на тот момент в нем было девять варниц.
Ну, и, наконец, соляные амбары. В каждом из них, как правило, накапливался годичный запас соли, а после этого, весной, ее загружали на баржи и отправляли в разные города. Погрузка соли на баржи производилась сразу из амбаров через проемы в их нижней части. Весной Кама разливалась, и ее воды подходили к ним вплотную. Чтобы вода не попадала в сами амбары, они строились на ряжевом основании - этаких клетках из бревен с ячейками в 1,5 метра, возвышавшихся над землей. Вдоль амбаров была построена разгрузочная эстакада, являвшаяся одновременно и пристанью, к которой швартовались баржи. Баржи строили специальные и прямо на месте, это были плоскодонные суда вместимостью от 30 до 65 тысяч пудов соли. Как правило, одновременно отправлялись в путь сразу несколько барж, этакий соляной караван.
Соляной амбар.
58.
IMG_2475 (700x420, 225Kb)


Вот такой был соляной промысел, благодаря которому Пермский край сыскал известность на всю Россию.
59.
IMG_2472 (700x385, 217Kb)


На этом наша экскурсия по Хохловке закончилась. Потом мы, правда, сами еще немного погуляли по музею и пофотографировали особенно понравившиеся места.
60.
IMG_2519 (467x700, 274Kb)
Ну, а затем дождались автобуса и благополучно вернулись в Пермь.
Кстати, на этом подошло к концу и наше путешествие по Пермскому краю в целом. На следующий день самолет лоукостера "Победа" вернул нас в родную Москву. И вы знаете, что удивительно? Несмотря на то, что путешествовали мы всего лишь шесть дней, несмотря на то, что далеко не от всего в Перми оказались в полном восторге, та наша поездка оставила после себя очень приятное послевкусие, и мы долго потом еще вспоминали о ней и о деньках, проведенных в самом начале весны в тех замечательных местах. Вот как бывает...
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2015 год, март:

Кунгур. Да провалитесь вы под землю!
Кунгур. Столица Купеческой республики
Каменный город. Как мы в снегу город искали!
Чусовой. Полный балаган с пожарными и Ермаком
Пермь. К оружию!
Пермь. Пермяк - соленые уши и другие динозавры
По Зеленой линии Перми
Пермь. Счастье не за горами?
Пермь, Пермский край. Фотообзор: Шесть дней в краю посикунчиков

Я в ЖЖ
Я в Фейсбук
Я в Инстаграм
Я в Ли.ру
Рубрики:  Фоторепортажи
Традиции/обычаи
Выставки/музеи
Метки:  
Понравилось: 12 пользователям

rhododendron593   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 09:33 (ссылка)
Хорошо бывает:) Интересно и насыщенно.
Ответить С цитатой В цитатник
Катя_Дизайнер_Иванова   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 09:54 (ссылка)
какие красивые дома. Очень интересный пост. Ну и мне, как обычно, больше всего домовая роспись понравилась и про крашение ткани :)) А чем красили в синий цвет, говорили ?
Ответить С цитатой В цитатник
Галина_Милецкая   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 10:16 (ссылка)
Как всегда - интересно и познавательно )
Ответить С цитатой В цитатник
Крыланка   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 10:31 (ссылка)
дома деревянные такие красивые, роспись богатая, а наряды какие яркие !
Очень насыщенная экскурсия
Ответить С цитатой В цитатник
atrus28   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 11:09 (ссылка)
Какой тяжёлый процесс приготовления соли...
Ответить С цитатой В цитатник
ЛеннТолльна   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 11:11 (ссылка)
Скажи Наташа, а у тебя точно нет ученой степени? Настолько твои посты не поверхностны, а досконально и детально написаны! Читать интересно! Смотреть интересно! Искала на лабазе специальную борозду от мышей...)) и не увидела. В общем, меня зацепили пермяки))) И быт, и культура и солеварка, и качели, и пожарные, и церкви, и лавки и рожок для молока. Спасибо! Очень здорово! Очень понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
gedelena   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 13:10 (ссылка)
в Риге тоже есть энтографический музей...
Ответить С цитатой В цитатник
Lapus_ka   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 14:12 (ссылка)
Очень интересно! Спасибо за экскурсию! Наташ, а в экскурсоводы никогда не было желания податься?)))
Меня больше всего "бутылочки" из рогов поразили!)))))
Ответить С цитатой В цитатник
Syamuka   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 17:51 (ссылка)
Как же я люблю ТАКИЕ музеи! Некоторую утварь даже помню с детства, от бабушек-дедушек.
Церкви - жемчужинки! Очень понравились. И Хохловка понравилась. А, вообще, ты права: Пермский край оставляет оочень приятное послевкусие... и надолго.
Ответить С цитатой В цитатник
Наталья_П_Коноплева   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 19:58 (ссылка)
Ах, Наташа! Как хорошо ты рассказала! И фотографии отличного качества. Я как будто сама побывала а этих местах
Я, бывало, гостила в подобных деревенских домах. И всегда интересовалась предметами быта.
А пару лет назад я была в подобном музее в Голландии. И там в убранстве крестьянского дома меня поразили расписные деревянные короба, я еще тогда сравнила те узоры с вятскими.
И вот теперь увидела на твоей фотографии точно такую же роспись на коробах. Ты только посмотри, вот убранство голландского домика и слева на шкафу эти расписные короба:
114050277_large_IMG_0567 (700x525, 106Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Лариса_Дунаева   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 20:34 (ссылка)
Как всё интересно. Повезло Данилочке: с детства так много интересного узнает. Я бы с удовольствием порылась бы в сундуках. Обожаю сундуки, комоды со старыми вещами.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2016 г. 17:49 (ссылка)

Ответ на комментарий rhododendron593

Там действительно хорошо! Природа еще к тому же, горки. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2016 г. 17:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Катя_Дизайнер_Иванова

Красили минералами. Но вот какими именно, затрудняюсь сказать, хотя визуально даже помню эти камни.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2016 г. 17:58 (ссылка)

Ответ на комментарий Галина_Милецкая

Спасибо! :)
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2016 г. 20:01 (ссылка)

Ответ на комментарий Крыланка

Спасибо! Наряды яркие потому, что там очень длинная зима и хочется хоть где-то побольше ярких красок. В Вологодской области точно так же.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2016 г. 20:02 (ссылка)

Ответ на комментарий atrus28

Я думаю, что именно поэтому она и была такая дорогая в то время.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2016 г. 20:04 (ссылка)

Ответ на комментарий ЛеннТолльна

:))) Нет, ученой степени у меня нет.
У лабаза внизу ножка толще, чем наверху. Присмотритесь! А там, где более толстенькая часть соединяется с менее толстой и есть эта борозда. :)

Спасибо! :)
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2016 г. 20:16 (ссылка)

Ответ на комментарий gedelena

Да их много таких в разных странах.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2016 г. 20:19 (ссылка)

Ответ на комментарий Lapus_ka

Нее, не было такого желания. :)))
Бутылочки - это прелесть, конечно. :))
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2016 г. 20:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Syamuka

А у тебя дома какие были вещи из этих?
Ответить С цитатой В цитатник
Syamuka   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2016 г. 20:57 (ссылка)
У бабушек была печка и вся утварь к ней (Фото 4), фото 17 - бутыль, оплетенный лозой, деревянная бочка для воды с ковшом (забыла, как ее называли), фото 21 - стеклянные бутыли, фото 42-43 - деревянные грабли и цеп... А у нас уже всего этого не было.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2016 г. 21:41 (ссылка)

Ответ на комментарий Наталья_П_Коноплева

Наталья_П_Коноплева, ничего себе! Как же они действительно похожи! Конечно, можно предположить, что была развита торговля, разные ярмарки, куда со своим товаром приезжали в Голландию из России, а в Россию из Голландии. Но я почему-то не уверена, что дело именно в этом. Но тогда в чем? Поразительное сходство!
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Четверг, 04 Февраля 2016 г. 21:42 (ссылка)

Ответ на комментарий Лариса_Дунаева

Спасибо, Лариса!
Эх, боюсь, что в сундуках уже ничего не осталось.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Воскресенье, 07 Февраля 2016 г. 02:27 (ссылка)

Ответ на комментарий Syamuka

Понятно!
Ответить С цитатой В цитатник
JBekkie   обратиться по имени Четверг, 03 Марта 2016 г. 11:26 (ссылка)
Спасибо за интересную экскурсию!! Богатый музей, сколько всего сохранилось из убранства. особенно понравились расписные шкафы. а синение тканей у меня с Горьким ассоциируется)) помню детский рассказ, как его дедушка избил за то, что тот не то посинил
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Понедельник, 07 Марта 2016 г. 23:13 (ссылка)

Ответ на комментарий JBekkie

Ты Горького любила в детстве читать? Я помню, его вообще не переносила. И рассказ совсем не помню.
Ответить С цитатой В цитатник
JBekkie   обратиться по имени Вторник, 05 Апреля 2016 г. 15:45 (ссылка)
Annataliya, не, не любила) но рассказ был по программе, так что прочесть пришлось. и сейчас не читаю его
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 08 Апреля 2016 г. 02:29 (ссылка)

Ответ на комментарий JBekkie

Ясно.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку