-ѕодписка по e-mail

 

 -ћетки

ѕермский край австри€ азербайджан аргентина армени€ архангельск архангельска€ область астраханска€ область афганистан башкири€ беларусь в путь! великобритани€ венгри€ владимирска€ область волгоград вологда вологодска€ область германи€ гонконг грузи€ дальний восток евреи египет жизнь загадки израиль инди€ индонези€ иордани€ иран испани€ итали€ йемен казань калужска€ область камбоджа карели€ карпаты кижи китай краснодарский край красно€рский край крым куба ленинградска€ область липецка€ область литва мадейра марокко мексика молдова монголи€ москва московска€ область мь€нма нагорный карабах перу петрозаводск полезное польша португали€ росси€ румыни€ р€занска€ область р€зань санкт-петербург сахалин сахалинска€ область северный кавказ сибирь словени€ смоленска€ область ссылки сша таймыр татарстан тверска€ область тульска€ область тунис турци€ тюменска€ область уганда украина урал финл€нди€ франци€ чел€бинска€ область чехи€ чечн€ чили швейцари€ швеци€ эстони€ эфиопи€ южна€ коре€ €ва €пони€ €рославль €рославска€ область

 -–убрики

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 4)  ошки_разных_народов ѕни_мира √ородские_взломщики ѕойдем_поедим
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) √ородские_взломщики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.01.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 177920


ѕочему чиновники в —ибири мечтали сидеть в остроге?

ѕонедельник, 14 ћа€ 2018 г. 11:21 + в цитатник
ƒрузь€, как вы, может быть, помните, € очень люблю вс€кие музеи дерев€нного зодчества под открытым небом, который правильно еще называютс€ архитектурно-этнографическими музе€ми. Ќеподалеку от »ркутска тоже есть такой, причем, очень известный и прославленный за его пределами. Ќазываетс€ он "“альцы". “ак совпало, что “амара јлександровна и ¬иктор »ванович  рючковы, у которых мы жили в »ркутске, когда-то работали в этом музее. ѕоэтому, когда мы сказали, что хотим побывать в нем, с удовольствием составили нам компанию.
IMG_4602 (700x441, 222Kb)

ћузей назван так по одноименному селу на берегу јнгары примерно в 50 километрах от »ркутска. “альцы - то есть, проталины, видимо, по€вл€лись в этом месте на реке нередко.

¬ообще же, музей по€вилс€ здесь неспроста. ¬ 1960-х года в здешних кра€х строили »ркутскую √Ё—, много деревень подлежало затоплению, а в них находились действительно уникальные архитектурные "изюминки" - старинные дерев€нные церкви, избы... ¬от и было прин€то решение - спасти их от затоплени€, разобрать по бревнышку, перевезти в “альцы, а здесь заново собрать и дать возможность посетител€м музе€ увидеть всю эту красоту.
2.
IMG_4638 (700x419, 188Kb)

≈сли € не ошибаюсь, коллекци€ музе€ начиналась всего лишь с 20 архитектурных единиц. “еперь же музей разросс€. ќн занимает 70 гектаров площади и поделен на четыре историко-культурные зоны: русскую, бур€тскую, эвенкийскую и тофаларскую, где собрано множество пам€тников истории, архитектуры и этнографии ѕрибайкаль€ 17-20 веков.
3.
IMG_4601 (700x388, 195Kb)

„естно вам скажу, мы пробыли в “альцах несколько часов, но все зоны осмотреть не успели, побывали только в русской и бур€тской. ј первым делом мы отправились в »лимский острог.
4.
IMG_4500 (700x441, 206Kb)

 ак вы, наверное, и сами знаете, острог - это дерев€нное укрепление, маленький город, с которого часто начинали развиватьс€ и будущие большие города. »ркутск, например. »лимский острог по€вилс€ в 17 веке, построили его русские казаки-землепроходцы, пионеры освоени€ —ибири. ¬прочем, конечно, полностью острог с тех пор не сохранилс€, но сохранились две его архитектурные реликвии, кстати, говор€, как раз благодар€ которым в 1960-е годы и прин€ли решение о создании музе€ "“альцы". Ёто - —пасска€ проезжа€ башн€ 1667 года и миниатюрна€  азанска€ церковь 1669 года. ќбе дерев€нные.
5.
IMG_4487 (700x414, 150Kb)

—пасска€ проезжа€ башн€ служила насто€щими воротами острога. ќна охран€лась, но именно через нее на коне или пешим человек мог попасть в острог. ÷ерковь же сто€ла снаружи неподалеку от нее. » прежде чем попасть в острог, у людей того времени было прин€то зайти в церковь и прочитать молитву.
6.
IMG_4498 (521x700, 261Kb)

„естно говор€, € забыла уточнить у экскурсовода - проход€т ли в  азанской церкви сейчас службы, но, суд€ по обстановки внутри, думаю, что проход€т.
7.
IMG_4491 (700x477, 275Kb)

¬ башне же сейчас небольша€ музейна€ экспозици€, где, например, на макете можно увидеть, как выгл€дел »лимский острог в 17 веке.
8.
IMG_4497 (700x551, 271Kb)

¬прочем, сотрудники музе€ “альцы планируют восстановить, если и не все, то хот€ бы большую часть построек острога. » многое, кстати сказать, уже сделано. ћы, к примеру, побывали внутри ѕриказной избы - просто потр€сающего места, нигде раньше € не видела ничего подобного.
9.
IMG_4502 (700x401, 215Kb)

ќна была центром воеводского управлени€ »лимским уездом в 17-18 веках. ¬ ней заседали местные чиновники, как бы мы сейчас сказали, аппарат правительства всего узеда во главе с воеводой.  роме самого воеводы, коий был полномочным представителем центральной власти, в штате числилось шесть подь€чих. –азумеетс€, эти должности были очень престижными.

¬оевода был главным руководителем во всех област€х дел, которые творились в уезде. ≈го служебное положение было очень выгодным. ѕомимо денежного оклада у воеводы было много побочных доходов: подарки воеводе, возможность пользоватьс€ вином без наценки, бесплатный стол и т.д. ќднако власть воевод была неэффективной. ¬оеводы не имели в своем распор€жении сильного аппарата и по всем мало-мальски сложным вопросам должны были списыватьс€ с ћосковским приказом. ¬месте с тем реального контрол€ над де€тельностью воевод не было. —ами подумайте: между ћосквой и »ркутском более 4 тыс€ч километров! —колько будут идти письма из одного города в другой, а потом доставл€тьс€ в уезд? ¬ общем, приказы на запросы часто запаздывали, и когда приходили были уже неактуальными. ƒа и сами воеводы пользовались своим положением и занимались произволом. ѕравда, срок службы воеводы был недолгим - от одного до трех лет. ј затем все дела и "нажитое непосильным трудом имущество" сдавалось по описи.
¬оевода.
10.
IMG_4508 (700x488, 193Kb)

 ак € уже писала выше, в штате у воеводы было шесть подь€чих - людей, которые решали все вопросы и вели канцел€рию. ќни занимали три "стола" или, другими словами, отдела - хлебный, денежный и судный. ¬ каждом из них работало по два подь€чих - старший и младший.
11.
IMG_4505 (700x439, 226Kb)

’лебный стол ведал всем пашенным делом. ƒенежный вел финансовую де€тельность и собирал налоги, особенно контролиру€ таможню, кабаки, частные сделки, ведал вопросами казенного строительства. —удный стол осуществл€л следственные и розыскные дела по уголовным преступлени€м и прочим искам. ¬ основном подь€чие "кормились от дел", иногда получали жалованье из казны. ј посто€нный денежный оклад у них был только после длительного срока службы. ¬ общем, бюрократи€, волокита и вз€тничество там процветало пышным цветом.
12.
IMG_4507 (700x461, 226Kb)

„то же происходило в ѕриказной избе? ѕрежде всего, именно здесь - в помещении "присутстви€" воевода принимал население по разным вопросам. ≈ще здесь была казенка, где хранилась денежна€ и товарна€ казна.
13.
IMG_4510 (700x444, 251Kb)

ѕомещение дл€ сторожа.
14.
IMG_4514 (700x467, 220Kb)

„улан дл€ хранени€ архива приказной избы.
15.
IMG_4518 (700x446, 240Kb)

» сени, где челобитники с прошени€ми к воеводе ожидали своей очереди. ѕод основным зданием находилось помещение дл€ временного содержани€ колодников - арестантов, закованных в кандалы.
16.
IMG_4520 (700x440, 249Kb)

ј по-соседству с ним был винный погреб с государственным вином. Ёто вино было оооочень ценным продуктом. ¬ первое врем€ его везли на обозах аж из «ападной —ибири, стоило оно дорого, а процесс перевозки занимал немало времени. —лучалось, что сопровождавшие вино не выдерживали долгого пути и потихоньку дегустировали его в процессе - проделывали в бочке дырочки, выпивали часть содержимого, а в бочку доливали воду. Ќо подобные шутки с воеводой не проходили. ¬ остроге работала таможн€, где провер€лось, во-первых, содержимое бочек (вино ли там, вообще?), а, во-вторых, его качество. ƒл€ этих целей существовал специальный стаканчик. ¬ него наливали вино и поджигали. —одержащийс€ в нем спирт сгорал и считалось, если в стакане после этого испытани€ оставалось не больше половины содержимого, то вино было качественным, а если больше, то оно разбавленное. «а некачественное вино сопровождавших его били плетьми и строго штрафовали.
17.
IMG_4522 (700x442, 228Kb)

—амо же вино служило дл€ личных нужд жителей острога. »з погребов им торговали, а также отпускали на кружечный двор (казенный кабак), где его продавали по чаркам. ¬ праздники же вино раздавали всем бесплатно.

 стати, это вино было не плодовым, не виноградным, не €годным. ќно было... хлебным. —амогонкой, другими словами.

ј это - сол€ной амбар.
18.
IMG_4523 (700x489, 222Kb)

¬сем служилым люд€м острога полагалось сол€ное жалованье. ќно было одинаковым дл€ всех и составл€ло полтора пуда соли в год на человека. Ќо в первую очередь учитывалась потребность в соли пушного промысла. ѕушнина, или как ее тут называли, "м€гка€ рухл€дь", была важным товаром в международной торговле. ѕродажа ее за границу позвол€ла пополн€ть казну на 80-100 тыс€ч рублей ежегодно. ј без соли сохранить шкуры животных было невозможно, так как соль использовалась при их обработке.
19.
IMG_4524 (700x472, 269Kb)

», наконец, соболиный амбар. Ўкурки животных, которые здесь хранились, были €саком - данью, собираемой казаками с местных коренных народов.  огда "м€гка€ рухл€дь" попадала в острог, она скапливалась в особом амбаре. ¬оевода приказывал разбирать ее "лучший зверь к лучшему, средний к среднему, а худой к худому". ¬се шкурки, которые отсылались в ћоскву один раз в год, должны были быть очень хорошего качества.
20.
IMG_4529 (700x439, 242Kb)

Ќо давайте уже закруглимс€ с жизнью в остроге, и € покажу вам, как жили кресть€не в селах и деревн€х. ј начну, пожалуй, рассказ с церковно-приходской школы 19 века из села  еуль ”сть-»лимского района.
21.
IMG_4530 (700x384, 251Kb)

ќфициально правила о церковно-приходских школах были прин€ты в 1884 году. ÷елью в них было "утверждать в народе православное обучение вере и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные сведени€". ќбучение в таких школах чаще всего было бесплатным и там учились практически все дети. ѕричем, мальчики и девочки, русские и инородцы, православные и иноверцы.
22.
IMG_4537 (700x456, 216Kb)

«ан€ти€ начинались 15 сент€бр€ и заканчивались 1 ма€. Ўколы чаще всего были одноклассные, учились в них два года. ј преподавали в них закон божий, русский €зык, арифметику, отечественную историю, литературу, географию, ботанику, зоологию и другие предметы, обучали рукоделию, ремеслам, пению и даже гимнастике.
23.
IMG_4542 (700x388, 161Kb)

—амое интересное, что учител€ми в сельской школе чаще всего были молодые девушки - выпускницы уездных училищ, которых направл€ли в село на несколько лет по распределению. Ќо работа учительницей была очень престижной. ¬о-первых, учительница получала очень хорошую зарплату и могла спокойно позволить покупать себе городские плать€. ¬о-вторых, она официально считалась городской жительницей, и ей всегда выдел€лись помощницы по хоз€йству из сельских женщин. ќни помогали ей убирать дом, носить воду, готовить и т.д. ¬-третьих, учительница была уважаемым человеком.   ней всегда шли за советом, всегда клан€лись при встрече. ¬ общем, учител€м было тогда хорошо. ∆ила учительница в специальной комнате при школе.
24.
IMG_4541 (700x400, 181Kb)

25.
IMG_4540 (700x510, 283Kb)

Ќу, и наконец, покажу вам кресть€нские усадьбы. Ёта усадьба, к примеру, принадлежала кресть€нину якову Ќепомилуеву.
26.
IMG_4546 (700x461, 257Kb)

¬ 17-19 веках в —ибири были широко распространены деревни-малодворки, в которых было от двух до шести дворов на улице с односторонней застройкой.
27.
IMG_4470 (700x401, 212Kb)

”садьба представл€ет собой дом из двух строений, соединенных сен€ми. ќдно строение - изба. ќна отапливалась "по-черному", и в ней семь€ жила посто€нно.
28.
IMG_4561 (700x420, 243Kb)

29.
IMG_4552 (700x417, 215Kb)

30.
IMG_4548 (700x440, 203Kb)

31.
IMG_4550 (700x472, 234Kb)

32.
IMG_4549 (700x361, 176Kb)

33.
IMG_4547 (700x409, 193Kb)

34.
IMG_4551 (700x487, 270Kb)

¬торое строение - горница - использовалась только по праздникам, когда в дом приглашали гостей.  огда тут были мы, в горнице как раз разместили интересную экспозицию о сибирских свадьбах.
35.
IMG_4553 (700x464, 266Kb)

ћногие из свадебных традиций в —ибири были, конечно же, похожи на наши, но были и особенно интересные. Ќапример, на красоту девушки в ту пору внимани€, как оказалось, практически не обращали. √лавным было то, кака€ она рукодельница. “ак, невеста до замужества сама готовила себе приданное. ¬ частности, она должна была расшить 70 (семьдес€т, ѕафнутий!!!) рушников и, как минимум, семь скатертей. –ушники использовались, как отдарки. Ќапример, пришли гости на свадьбу, что-то подарили, а им в ответ - раз и такой вот рушничок. ј расшитыми скатерт€ми понтовались и мерили застоль€. ƒело в том, что скатерти мен€ли на свадьбе вместе с переменой блюд. ѕоели что-то, надо убирать посуду со стола, скатерть убирали вместе с ней. ј потом говорили, что, например, "”  узьмы была свадьба на четыре скатерти, а у »вана - на семь!" «начит, »ван был круче.

ƒевушки выходили замуж в красных сарафанах и кокошниках.  стати, потом этот свадебный кокошник женщина могла надевать по праздникам вплоть до рождени€ своего первенца.
36.
IMG_4557 (700x450, 190Kb)

ј в свадебном костюме жениха главную роль играл по€с. Ќеженатый мужчина пов€зывал по€с на левую сторону, а женатых должен был пов€зывать его на правую.  стати, теперь вы понимаете, откуда пошло выражение "сходить налево"? :)

≈ще в усадьбе якова Ќепомилуева мы осмотрели баню. Ѕан€ тоже топилась "по-черному", то есть, весь дым собиралс€ внутри помещени€, а выходил лишь через волоковое окно. ѕроцесс же происходил так. ѕосле того, как бан€ была натоплена, двери раскрывали настежь, чтобы дым вышел поскорее. «атем внутрь шли женщины. ќни... нет, не мылись первыми! ќни чистили баню от золы! ј мылись в "три пара". ѕервыми - в "первый пар" шли мытьс€ мужчины, во "второй пар" - женщины, а в "третий пар" мыли детей.

Ќа фото вы видите дерев€нную кадушку. —начала в нее наливали обычную холодную воду, а затем клали в нее раскаленные камни. Ёти камни нагревали воду, и именно ею все и мылись.
37.
IMG_4565 (700x459, 203Kb)

≈ще одна усадьба, которую мы осмотрели, была усадьба кресть€нина «арубина начала 20 века из деревни ®дарма ”сть-»лимского района. ќна состоит из избы, завозни, зимовь€, двух амбаров, стайки с повестью и бани.
38.
IMG_4486 (700x403, 226Kb)

39.
IMG_4472 (700x428, 261Kb)

Ќо самым интересным в этой усадьбе была выставка под названием "“альцинский звон", посв€щенна€ истории “альцинского стекольного завода. «авод был основан в 1784 году учЄным Ёриком Ћаксманом и проработал вплоть до 1950-х годов, когда перед строительством »ркутской √Ё— его было решено перевести в город “улун.

ƒрузь€ мои, чего только не делали на этом заводе!!! “радиционным здесь считалось изготовление оконного стекла. Ќо вы только посмотрите! јптечна€ посуда, стекл€нные бутылки, крынки, различные декоративные предметы - стекл€нна€ трость, зеркальные шары, массивна€ чернильница в виде гири, "бизоны", "рыбки", "мишки", "кони", рюмки и стаканы с резным рисунком, вазы из филигранного стекла, графины и бокалы с эмблемами »ркутска и Ѕайкала.
40.
IMG_4477 (700x449, 156Kb)

41.
IMG_4479 (700x495, 231Kb)

42.
IMG_4481 (700x436, 238Kb)

43.
IMG_4484 (700x383, 140Kb)

44.
IMG_4482 (700x446, 184Kb)

45.
IMG_4483 (700x362, 183Kb)

–абота на стекольном заводе требовала большой физической выносливости, так как выработка посуды велась ручным способом или при помощи выдувной трубки.   сожалению, сейчас этот завод уже не работает и в “улуне. «акрылс€...

Ќу, а мы по-тихоньку добрались до бур€тского улуса. ” нас почему-то прин€то считать, что большинство кочевых народов жили в переносных юртах или чумах. ” бур€тов же было совсем не так. ƒа, они жили в юртах. Ќо их юрты были стационарными и ничем по уюту и комфорту не уступали рубленным русским избам. ¬от, посмотрите, как они выгл€дели. ќт изб разве что только формой отличались!
46.
IMG_4597 (700x431, 203Kb)

47.
IMG_4596 (700x361, 185Kb)

¬ообще, бур€ты - это монголо€зычный народ, живущий к западу и к востоку от озера Ѕайкал. “ех, которые живут к западу, до сих пор называют «ападными бур€тами, а тех, которые живут к востоку - ¬осточными. «анимались бур€ты в основном скотоводством, разводили лошадей, коров, овец, коз и верблюдов. ” них были небольшие стада и небольшой радиус перекочевок, именно поэтому они могли вести не кочевой, а полукочевой и даже оседлый образ жизни.

¬прочем, до 19 века у бур€тов преобладал все-таки кочевой и полукочевой образы жизни, и жили они в войлочно-решетчатых юртах монгольского типа. “акие юрты были легкие, легко собирались и разбирались и перевозить их с места на место было удобно.
48.
IMG_4598 (700x444, 265Kb)

ј вот, в 19 веке, бур€ты почти полностью перешли на оседлый образ жизни и стали жить уже у рубленных дерев€нных юртах. —троили их чаще всего из лиственницы - долговечного и прочного материала.

“а юрта, которую мы осмотрели, представл€ла собой восьмиугольный сруб из трехгранных бревен. Ёти юрты у бур€т были очень попул€рными, так как считалось, что семь€, живуща€ в такой юрте, будет иметь хороший достаток и большое потомство. ¬се дело было в треугольнике, который лежал в основе брусьев. ќн отожествл€лс€ со знаком женского плодороди€, с формулой вечно возобновл€емой жизни.

ј вот, сени, которые бур€ты часто пристраивали к своим юртам - это уже вли€ние пришедшей к ним русской культуры.

¬нутри бур€тска€ юрта делилась на три части. ѕо центру был очаг, вокруг которого собиралась вс€ семь€. —лева от него была мужска€ зона, а справа - женска€.
49.
IMG_4574 (700x484, 285Kb)

ћужска€ половина.
50.
IMG_4576 (700x434, 246Kb)

51.
IMG_4577 (700x433, 238Kb)

∆енска€ половина.
52.
IMG_4581 (700x431, 225Kb)

53.
IMG_4580 (700x523, 280Kb)

54.
IMG_4578 (700x452, 241Kb)

»споведовали бур€ты шаманизм. —амое забавное, что многие из них до сих пор вер€т в духов, и шаманы у них до сих пор пользуютс€ попул€рностью. ѕричем, самое забавное, русские православные, которые живут на Ѕайкале, часто тоже. Ќапример, водитель маршрутки, когда мы ездили на Ѕайкал, рассказал, что не может проехать мимо шаманских столбиков в одном месте и не побрызгать там водкой. ќбычай этот исключительно бур€тский. Ќо если он, русский, так не сделает, то весь его день будет неудачным. √оворит, провер€л уже стопицот раз.
55.
IMG_4585 (700x498, 285Kb)

¬прочем, православие бур€ты в свое врем€ тоже активно перенимали, а кроме него, еще и буддизм, пришедший сюда из “ибета. ƒошло до того, что в начале прошлого века «ападные бур€ты в основном исповедовали православие, а ¬осточные - ламаизм, одну из форм буддистского учени€. Ќо шаманизм все равно никуда не делс€, а присутствовал в их жизни этакой параллельной нитью.
56.
IMG_4589 (700x375, 165Kb)

¬от така€ бур€тска€ жизнь.
ј еще интересно, что в "“альцах", кроме серьезных исторических архитектурно-этнографических объектов, есть и шутливые. Ќапример, избушка Ѕабы яги.
57.
IMG_4623 (700x451, 354Kb)

ѕричем, в какое-то определенное врем€ она там по€вл€етс€ собственной персоной, рассказывает сказки, выдает прибаутки и заигрывает с молодыми мужчинами. :))
58.
IMG_4621 (700x504, 251Kb)

¬нутри ее избушки - все, как полагаетс€: ступа с метлой, скелеты и черепа тех, кого она уже съела, пучки из сушеных трав на стенах и даже цела€ родословна€ там же на стене со всеми ее родственничками. :))
59.
IMG_4613 (700x452, 197Kb)

60.
IMG_4615 (700x470, 251Kb)

61.
IMG_4616 (700x464, 248Kb)

 ороче говор€, милейша€ старушка. :)

ј еще мы осмотрели выставку кузнечного ремесла.  акие только штуки не выделывают местные кузнецы!
62.
IMG_4570 (700x484, 267Kb)

63.
IMG_4572 (700x470, 340Kb)

64.
IMG_4571 (700x441, 207Kb)

јнтон вон даже металлические тапки примерил. :)
65.
IMG_4569 (700x440, 243Kb)

¬ общем, друзь€ мои, если вы будете в »ркутске, то мы от всей души желаем вам съездить в “альцы. ”дивительное, интересное, нетривиальное место. “аких больше точно нет. ј какие там котики! :)
66.
IMG_4631 (700x456, 258Kb)

---------------------------------------------------------------------------------
ћои другие рассказы из этого путешестви€:
2017 год, март:
»ркутский драматический театр им. ќхлопкова. Ётот театр обогнал в рейтинге Ѕольшой и ћариинку. » мы в этом убедились лично!
»ркутск. “еатр ѕилигримов.  ак спасают »ркутск от —таса ћихайлова
»ркутск.  ак скрестить тигра с бобром и полюбить его
“юмень - »ркутск. Ќюансы кормЄжки в поезде на “ранссибе. Ѕрать ли с собой курочку?
“обольск.  ак € попала в карцер
“обольск. ѕочему в —ибирь лишь один каменный кремль?
Ѕаза отдыха "¬олна". Ќужно ли быть моржом, чтобы купатьс€ зимой в “юмени?
“юмень. «олотые кошки, влюбленные под красным флагом и строганина на крыше
√остиница "јврора". √остиница или квартира? √де мы жили в “юмени
‘отообзор: —иний лЄд Ѕайкала

я в ∆∆
я в ‘ейсбук
я в »нстаграм
я в Ћи.ру
–убрики:  ‘оторепортажи
“радиции/обычаи
¬ыставки/музеи
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



tata-l200   обратитьс€ по имени ¬торник, 15 ћа€ 2018 г. 05:47 (ссылка)
Ќаташа, спасибо за интереснейший рассказ. Ўаманизм в какой-то мере присутствует в нас всех (и ничего плохого в этом не вижу),а баба яга в слав€нских ведах €вл€етс€ мудрой женщиной, к которой ходили и за советом, и за снадобьем и за много-еще-чем)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
nnadink   обратитьс€ по имени ¬торник, 15 ћа€ 2018 г. 11:03 (ссылка)
јх, какое всЄ пр€мо - моЄ-моЄ, Ќаташ!)))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 рыланка   обратитьс€ по имени ¬торник, 15 ћа€ 2018 г. 14:25 (ссылка)
Annataliya, раньше € знала “альцы как железнодорожную станцию, куда мы отправл€ли грузы. ј оказываетс€, там потр€сающий музей Ќаверное, там целый день можно провести.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Annataliya   обратитьс€ по имени ¬торник, 15 ћа€ 2018 г. 22:00 (ссылка)

ќтвет на комментарий tata-l200

tata-l200, пожалуйста, рада, что понравилось. :)
ƒа, насчет шаманизма € согласна, мы все верим в потусторонние силы. ј что это, как не отголоски шаманизма.
ј Ѕаба яга, мне кажетс€, была не одна. ”ж слишком по-разному ее описывают в наших сказках. “о она »вашку на лопату и в печку, а потом на косточках повал€тьс€, то »вана-÷аревича напоит, накормит. ƒа и возраст у нее везде разный. ≈сть сказки, где она совсем еще не бабка. :))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Annataliya   обратитьс€ по имени ¬торник, 15 ћа€ 2018 г. 22:00 (ссылка)

ќтвет на комментарий nnadink

nnadink, понимаю, Ќад€. :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Annataliya   обратитьс€ по имени ¬торник, 15 ћа€ 2018 г. 22:00 (ссылка)

ќтвет на комментарий  рыланка

 рыланка, о как! ј € даже не знала, что там есть железна€ дорога. :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 рыланка   обратитьс€ по имени —реда, 16 ћа€ 2018 г. 08:51 (ссылка)

ќтвет на комментарий Annataliya

Annataliya, есть
тальцы (700x454, 86Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Annataliya   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 18 ћа€ 2018 г. 22:25 (ссылка)

ќтвет на комментарий  рыланка

”бедила. :)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку