Туда, где ступала нога Моисея, Иоанна Крестителя и Иисуса Христа

Пятница, 05 Февраля 2010 г. 14:31 + в цитатник
Следующим утром в Аммане похолодало еще сильнее, дождь, начавшийся накануне, так и не прекратился, и мы решили выдвинуться из этого города хоть куда-нибудь, дабы перестать мерзнуть и мокнуть. Долго думать мы не стали. В наших иорданских планах стоял чуден град Мадаба с прославившими его на весь мир мозаиками, гора Небо, откуда Моисей обозревал окрестности, река Иордан, где крестили Иисуса Христа, и, наконец, Мертвое море, в котором отмочить свои телеса собирались мы сами. Не скрою, что сначала мы для осмотра этих мест хотели сделать два радиальных выезда из Аммана с возвратом в оный. Но потом выяснилось, что затея это дурацкая и гораздо удобнее и дешевле гору Небо, реку Иордан и Мертвое море объединить в одной поездке и осмотреть их за один день. А Мадабу либо посетить отдельно, либо не посещать вообще.
Так как время у нас, в принципе, было, мы-таки решили не игнорировать Мадабу вниманием, начать вояжик именно с нее и отправились на поиски автовокзала, с которого в этот город ходили автобусы.
Автовокзалов же в Аммане оказалось, как минимум, три. Первый - тот, на который мы приехали из Вади-Мусы, нам не подходил, так как автобусы в Мадабу с него не отправлялись. Второй, расположенный в нескольких стах метрах от нашего отеля - тоже. На третий же нас привез таксист, запросив при этом сумму за нашу доставку чуть ли не в два раза большую, чем та, кою мы потом заплатили за проезд до Мадабы. Таксист в результате жестоко обломался, а мы довольно-таки быстро нашли нужный нам автобус и примерно через час были уже в Мадабе.
Фотографии взяты с позволения моих френдов из ЖЖ lyasha, capric, а также из интернета.
 (468x699, 84Kb)

Мадаба оказалась вполне большим городом, хотя, это, конечно, смотря, с чем сравнивать - за день мы-таки смогли обойти практически все ее достопримечательности. Сейчас - это важная точка, которую не могут обойти стороной паломники-христиане. Дело в том, что та территория, на которой сейчас стоит Иордания, раньше была составной частью Святой Земли, где происходили описанные в Ветхом и Новом Завете события. Мадаба впервые тоже упоминается именно в Ветхом Завете - сюда, согласно нему, пришли израильтяне, ведомые Моисеем из Египта. Но не только этот факт прославил Мадабу среди паломников. В 2000 году сюда приезжал Папа Римский Иоанн Павел Второй, который, кроме Мадабы, посетил еще и гору Небо, и место крещения Иисуса Христа на реке Иордан. Именно после его визита эти достопримечательности вошли в список мест, официально рекомендованных Ватиканом для паломничества христиан.
Но несмотря на такую значимость этих мест, мы совершенно спокойно заселились во вполне приличную и умеренную по ценам гостиницу, договорились с тамошним таксистом о завтрашней поездке на гору Небо, Иордан и Мертвое море с последующей доставкой наших бренных тел в аэропорт Аммана, из которого мы собирались уже следующим вечером возвращаться в Каир. Мало того, толп паломников мы потом не встретили ни в Мадабе, ни у остальных достопримечательностей, мы даже не смогли найти себе компанию из скольких-нибудь желающих, чтобы проехать по всем этим местам вместе, тем самым сэкономив на такси.
Ну, а заселившись, мы пошли осматривать город мозаик, как Мадобу называют уже давно и прочно.
Пожалуй, главная достопримечательность Мадабы - это церковь святого Георгия, а, точнее, находящаяся там мозаика в виде карты Ближнего Востока, выполненная в шестом веке.
Церковь святого Георгия.
 (640x480, 124Kb)

Когда-то размеры карты достигали 5х25 метров, но теперь осталось лишь несколько фрагментов.
Так она теперь выглядит.
 (640x480, 90Kb)

Причем, что интересно, погубило мозаику вовсе не время, а... реставраторы. В конце 19 века глава иерусалимского греческого патриархата патриарх Герасим приказал построить над мозаикой православную церковь, крыша и стены коей должны были бы предотвратить ее от воздействия стихий. Но насчет самой карты патриарх ничего не сказал ни архитектору будущей церкви, ни рабочим. А сами они оказались настолько тупы, что не догадались, какую ценность представляет данная карта. И в процессе строительства, мягко говоря, ее знатно попортили. Сейчас на карте (она выстилает небольшую часть пола храма) можно видеть Иерусалим в самом центре, город Наблус на западном берегу реки Иордан (на карте он назван по-гречески Неаполис), реки Нил и Иордан. При этом по полноводности эти реки выглядят примерно одинаково, хотя сейчас Нил гораздо полноводнее Иордана, по Иордану от Мертвого моря удирает рыбка, что говорит о том, что и в шестом веке в Мертвом море так же, как и сейчас, не водилась никакая живность, море было опасным для нее, но зато в отличие от наших дней на мозаичном Мертвом море нарисованы многочисленные рыбацкие лодки - сейчас оно не судоходно.
Фрагменты карты.
 (640x480, 97Kb)

(640x480, 91Kb)

(699x468, 95Kb)

Ну, а раньше на карте можно было увидеть намного больше: иорданские Амман, Карак и Петру, ливанский Библос, египетские Мемфис и Александрию и даже Средиземное море. Говорят, что карта была выложена из двух миллионов трехсот тысяч мозаичных квадратиков. Остается только жалеть, что сейчас она утрачена.
Чтобы посмотреть на карту, мы заплатили по одному динару за вход в храм. По слухам, эту мзду не так давно стала собирать сама церковь. Мзды не то, чтобы жалко, но нам это показалось немного странным. Ведь храм действующий, и в него приходят не только туристы, но и паломники, верующие христиане. Правда, на время служб денежные сборы за вход здесь отменяют. Но и карту застилают ковриками, и ее все равно никто не видит.
Впрочем, в Мадабе много и других православных церквей, а также мест, где можно полюбоваться мозаиками. Мы, например, посетили городской музей, археологический парк и церковь Апостолов. Что особенно приятно, во все эти три места можно было купить единый билет за два динара и больше ни о чем не думать.
Сначала мы отправились в археологический парк. Там предлагалось посмотреть храм Девы Марии, "Залу Ипполита" и храм святого Илии. Из всего этого мне больше всего понравилась Зала. Дело в том, что раньше здесь было обычное римское здание, построенное в шестом веке. Потом прямо на его фундаменте воздвигли храм. Уже в наше время храм разрушился, и под его обломками археологи нашли полы того самого древнего римского здания и просто поразились - они были выложены прекрасной мозаикой. Да-да, храм строили прямо по ней, не сочтя ее ценной! И сейчас даже видно, в каких местах стояли храмовые стены, разбившие и поломавшие эту мозаику. Тем не менее, мозаичное панно было довольно-таки большим и на нем даже теперь можно увидеть много интересного. Например, персонажей мифа о Федоре, мачехе Ипполита, которой овладела безумная страсть к своему пасынку, а также птиц, цветы, растения, Адониса с копьем, Амура и Афродиту. В общем, мы впечатлились.
 (699x468, 100Kb)

(699x468, 126Kb)

Когда же мы пришли в городской музей, он уже закрывался. Но, увидев нас, единственный его сотрудник - дядечка средних лет - сказал, что подождет, пока мы осмотрим экспозиции, и даже провел нам по ним экскурсию. В музее мы обозрели разные иорданские костюмы средних веков, посуду, предметы быта и украшения, шкатулки и прочие нужные в хозяйстве вещи. В конце концов, дядечка привел нас в зал, где на полу красовалась очередная мозаика. Мозаика показалась ему немного запыленной, он попросил нас подождать пару минут, а сам сбегал за пульверизатором, побрызгал на мозаику водичкой, и она словно ожила и засияла красками. Это было поразительно! Но самое удивительное, что дядечка после того, как мы закончили смотреть музей, даже не попросил у нас за экскурсию денег. Он попытался лишь единственный раз мягко намекнуть на это, но понять тот намек можно было совершенно по-разному. Когда же мы сами дали ему парочку динар, он так обрадовался, что расстались мы с ним почти что друзьями! :))
Что же касается церкви Апостолов, но нашли мы ее не сразу. Находится она немного поодаль от исторического центра Мадабы. А интересна тем, что была построена в шестом веке и считается одной из самых древних сохранившихся православных церквей не только в Иордании, но и во всем мире. Сейчас церковь не действующая, в ней музей мозаик. Основная из них посвящена богине моря, которая с корабельным штурвалом в руках выходит из воды. Ее окружают рыбки, акулы, осьминоги и прочие морские чудовища.
На этом знакомство с городом мозаик мы завершили, благополучно переночевали в нашей гостинице, а на утро отправились к следующему месту, которое очень хотели увидеть, - на гору Небо.
Погода к нашему отъезду туда улучшилась, правда, только слегка. Дождь прекратился, выглянуло солнце, но было, по-прежнему, холодно. Мы уже, было, распрощались с идеей поплавать после осмотра всех достопримечательностей в Мертвом море: куда, при плюс десяти-то градусах? Но наш водитель такси убедил нас, что берега Мертвого моря обладают абсолютно своим микроклиматом, так как море находится ниже уровня мирового океана, и даже если во всей Иордании холодно и идет дождь, там обычно стоит жара. Забегая вперед, скажу, что это действительно оказалось так, и на Мертвом море мы отлично провели время.
Ну, а пока мы ехали на гору Небо или Нево, как ее тоже называют.
Дорога на Небо.
 (699x468, 113Kb)

Находится она всего в семи километрах от Мадабы, а ее высота составляет 817 метров над уровнем моря. Прославилась же гора тем, что именно на ней пророк Моисей провел свои последние дни. Суть в том, что, когда он вывел-таки евреев из Египта и привел их, в конце концов, сюда, то Бог решил покарать его за то, что евреи усомнились в своей победе над теми, кто уже заселял эти земли, и возроптали. За это Моисей поплатился жизнью, но Бог перед смертью даровал ему орлиное зрение, и, хотя и не позволил ступить ногами на Святую землю, разрешил увидеть ее с горы Небо. По легенде, он увидел необъятные просторы, простиравшиеся аж до Средиземного моря. В реальности простому человеку увидеть подобное с горы невозможно. Максимум, что открывает человеческий глаз, - это долину, а в хорошую погоду кусочек Мертвого моря, горы на горизонте и Иерусалим. Где был похоронен Моисей, неизвестно. Согласно писанию, его могила находится в долине у подножия горы Небо. Но, разумеется, там ее не нашли. Потом вроде как одному пастуху было видение, что пророк похоронен на самой горе, но это не соответствует писанию. В общем, условно вершина горы считается культовым местом и в этом смысле тоже, а потому сюда приезжает немало паломников.
На машине мы подъехали буквально к самой вершине Небо. Сейчас здесь развернулось что-то вроде мемориального комплекса. Еще в четвертом веке была построена чуть ли не первая в мире православная церковь, от которой теперь, увы, остались лишь одни руины, а чуть позже монастырь, от коего сейчас тоже мало чего осталось. Но монахи-францисканцы до сих пор активно ведут раскопки и реставрацию и уже нашли много всего интересного, начиная с опять-таки уникальных мозаик, и заканчивая древними захоронениями. Кое-какие находки можно посмотреть здесь же в небольшом музейчике.
 (640x480, 129Kb)

(699x468, 76Kb)

Напротив бывшей церкви стоит еще одна местная достопримечательность - Посох Моисея, то есть, металлический крест, обвитый Змеем. Это творение современное, но символичное. Во время хождения с евреями по пустыни был момент, когда на путников напали полчища змей. И тогда Бог сказал Моисею не бояться их, что он, собственно, и сделал. В результате змеи не тронули ни его, ни его народ.
 (480x640, 48Kb)

Но, конечно, самые сильные впечатления производит вид с горы, ради него сюда, действительно стоит приехать.
 (699x468, 45Kb)

(699x468, 52Kb)

Следующим пунктом нашей программы было посещение реки Иордан и места крещения Иисуса Христа. С горы Небо мы довольно-таки быстро спустились в долину Вади-Харар и буквально через 20-30 минут были уже на месте. Место крещения Иисуса Христа - это довольно-таки большая территория у самой границы с Израилем. Больше всего по своей сути она напомнила нам заповедник или национальный парк. Въезд на такси или личном транспорте сюда запрещен, машины все оставляют у чек-поинта с кассами, а дальше покупают билет за семь динар и ждут экскурсионного автобуса, на котором всех и возят по "заповеднику". В стоимость экскурсии входит также гид, говорящий по-английски. Группы формируются довольно-таки быстро, поэтому автобус приходится ждать максимум 15-20 минут.
В нашу группу набралось человек десять. Из России, кроме нас, оказалась еще одна девушка, остальные были туристами из других европейских стран. Поехали. Сначала наш автобус шел по немного холмистой местности, а гид показывал нам, в какой стороне находится граница Израиля, где течет Иордан, и еще парочку местных церквей разных направлений христиантсва, построенных не так давно. Наконец, минут через десять нас выгрузили у уходившей вдаль сквозь кустарник грунтовой дорожки и сказали, что дальше нужно идти пешком.
Дальше фото из:
- http://avs.root.su/photo/life/jordan/jordan_river/
- Википедии
- http://ru.relicsofisrael.com/info-iordan.html
- http://foto.mail.ru/mail/s.sharin/1375/1394.html
 (679x451, 162Kb)

Шли мы не долго и вскоре оказались у берега реки Иордан. О, Иордан! Кто бы мог подумать, что эта прославленная в веках река сейчас выглядит именно так. Даже если сравнить Иордан с Москвой-рекой, то сравнение будет не в его пользу. Больше Иордан похож на грязный мутный ручеек, в крайнем случае, на небольшую ручку с глинистыми берегами и илистым дном, местами заросшую тростником и осокой. Разве так должен выглядеть величественный поток, в котором был крещен мессия? Эх!
 (700x525, 151Kb)

А случилось с рекой вот что. Во-первых, по каким-то естественным причинам около десяти веков назад Иордан изменил свое русло и начал мелеть. А, во-вторых, по словам нашего гида, помогли ему в этом и совремнные израильтяне, построившие где-то выше по его течению плотину. В результате получилось то, что получилось. Признаться, я себе слабо представляю, что именно теперь заставляет многочисленных верующих креститься именно в этих мутных водах, рядом, кстати, стоят несколько специально предназначенных для этой же цели бассейнов с более чистой водой, но, говорят, что существуют даже специальные туры, за которые желающие платят немыслимые деньги, лишь бы окунуться в Иордан. Впрочем, не сужу.
 (699x446, 86Kb)

Для спуска в Иордан оборудованы деревянные мостики.
 (500x375, 46Kb)

Рядом стоит церковь.
 (700x469, 199Kb)

А напротив, на другом берегу, уже начинается израильская территория. Там развевается израильский флаг, а в воду спускаются примерно такие же мостки.
Но, если вы подумали, что сейчас я рассказала об именно том месте, где был крещен Иисус Христос, то это не так. С местом крещения Христа все вообще очень запутанно и не понятно. Дело в том, что точно, где это происходило, не знает никто. Израильтяне считают, что это было на их территории, а иорданцы, что на их, подтверждая это тем, что именно у них с паломнической целью побывал Папа Римский Иоанн Павел Второй, и именно у них на том месте, которое сейччас считается местом крещения, археологи нашли остатки четырех древних церквей и древней колонны, которые так же могут служить доказательством того, что крещение происходило именно здесь.
Однако, когда мы пришли на это самое место, то опять-таки немало поразились. Иордан здесь не тек вообще, а его смеандрировавшее русло находилось отсюда в десятке метров. Причина объяснилась тем же: изменением русла и мощным обмелением.
 (450x600, 174Kb)
В завершении экскурсии мы осмотрели источник Иоанна Крестителя. Говорят, что вода в нем иногда бывает даже сладкой. Одно могу сказать, на вкус она действительно очень приятная и свежая - настоящая родниковая.
Впереди нас ждало Мертвое море...
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из путешествия по Египту и Иордании:
Мы в Аммане!
Прогулка по каменной Петре в бедуинском обществе
Про иорданцев: их быт и кухню
Вади-Рам. Один миг и ты на Марсе
Дорога из Египта в Иорданию
Дахаб. Гонки на квадроциклах, или как я впервые села за руль!
Дахабские заныривания
Крепости/замки/монастыри/ кремли/храмы/мечети
Выставки/музеи

Процитировано 2 раз

Падунский   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 14:54 (ссылка)
Да уж, с Иорданом полная беда...
Ответить С цитатой В цитатник
Sergey1958   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 14:59 (ссылка)
Спасибо за интересную экскурсию!
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 15:03 (ссылка)

Ответ на комментарий Падунский

Падунский, практически экологическая катастрофа.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 15:03 (ссылка)

Ответ на комментарий Sergey1958

Sergey1958, пожалуйста. :)
Ответить С цитатой В цитатник
FarEast   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 15:14 (ссылка)
Поездка в Мадабу, гору Небо и место Крещения, пожалуй, лучший день за все путешествие по Иордании. Нам очень понравилось, больше, чем Петра! Даже спуск к Иордану в сопровождении вооруженных товарищей не напрягал.
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 15:29 (ссылка)
FarEast, а почему вооруженных? С нами безоружный гид ходил и всё.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Ясина   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 15:29 (ссылка)
На днях про Мёртвое море репортаж в новостях был. Кошмар. Сами губим своей деятельностью. У меня руки никак не дойдут. Хочу у себя в блоге рубрику открыть. Пока не знаю как назову. Что-то вроде Библия и наука. Обязательно и про библейскую археологию речь пойдёт.
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 15:30 (ссылка)
Татьяна_Ясина, а о чем был репортаж, если вкратце?
Ответить С цитатой В цитатник
FarEast   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 15:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Annataliya

Перед спуском к воде был еще один пункт армейцев иорданских (уже после того, как всех сажают в прицеп и везут к реке), один из них пошел с нами, сидел в тенечке, пока все в Иордане плескались. Гид сказал, что без автоматчика никак нельзя, т.к. Израиль за Иорданом сразу начинается, это как буферная зона.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Ясина   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 15:34 (ссылка)
Annataliya, мёртвое море сильно мелеет. Для того, чтобы его сохранить, собираются проводить канал из Красного моря туда. Честно говоря, я ужаснулась. Тогда от него точно ничего не останется. Количественно, может, и сохранят, а качественно... Там и экологи против этого проекта протестуют.
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 15:37 (ссылка)

Ответ на комментарий FarEast

FarEast, ну, да, мы там тоже были. Загадка! Наверное, в то время, когда мы ездили, политическая ситуация более-менее устаканилась.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 15:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Татьяна_Ясина

Татьяна_Ясина, о, это точно - полный бред! Только природу загубят. :(
Ответить С цитатой В цитатник
Табби   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 16:21 (ссылка)
Слушай, Наташка, интересно, а откуда же в Мертвом море многочисленные рыбацкие лодки, если там рыбы нет вообще?
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 16:25 (ссылка)
Табби, может, они направляются в Иордан? Типа, были поселения на берегах.
Ответить С цитатой В цитатник
Anisa85   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 18:09 (ссылка)
большое спасибо за экскурсию, очень познавательно! Да, никогда бы не подумала что так сейчас выглядит Иордан...
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 18:13 (ссылка)
Anisa85, наша подмосковная речка Сходня, которая впадает в Москву-реку и то пошире и полноводнее будет.
Ответить С цитатой В цитатник
FarEast   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 18:23 (ссылка)
Annataliya, не знаю, может, решили забить :-))
А про Иордан. Мы тоже не ожидали увидеть такую малюсенькую речушку, и на той мозаичной карте по Иордану ходят немаленькие корабли.
Ответить С цитатой В цитатник
azhur   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 19:18 (ссылка)
Очень интересно!
Мозаики великолепные! Те, которые под разрушенным храмом, похожи на Херсонесские (в Севастополе)
Иордан - дааа, не впечатляет...
Про Мертвое море я тоже слышала, что там свой микроклимат. Осенью коллега была в Израиле, в Тель-Авиве было +12, а там +25.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 19:59 (ссылка)
FarEast, ага, поразительно сравнивать то, что было раньше, и сейчас. А вам не говорили про израильскую плотину? Мне это как-то не совсем убедительно показалось.
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 20:01 (ссылка)

Ответ на комментарий azhur

azhur, климат - это вообще что-то странное. Обычно, когда я что-то слышу о микроклимате, всегда довольно-таки скептически к этому отношусь. Ну, предположим, теплее на пару градусов и что? Но на Мертвом море эта разница в температуре очень сильная! Скорее всего, потому что оно находится в низине и ветра туда вообще не попадают. Хотя что мешает приплыть тучам с дождями? Я теряюсь.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Ясина   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 20:19 (ссылка)
Annataliya, Если верить упомянутому мной репортажу, Мёртвое море из-за этой плотины и обмелело.
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 20:24 (ссылка)
Татьяна_Ясина, логично. Значит, плотина действительно существует.
Ответить С цитатой В цитатник
Syamuka   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 21:34 (ссылка)
Annataliya, Мозаика очень понравилась. О реке было совсем другое представление. И виды с Неба отличные!
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2010 г. 22:07 (ссылка)
Syamuka, у нас прошлый год был годом мозаик. Зимой их осматривали в Италии. Потом вот в Иордании. :)
Ответить С цитатой В цитатник
azhur   обратиться по имени Суббота, 06 Февраля 2010 г. 15:29 (ссылка)
Annataliya, наверно, так и есть. Когда я была в Красноярске, съездили мы к подруге в Минусинск. Там тоже климат не сибирский и уже в середине июня поспели помидоры. В открытом грунте! Он тоже в низине находится.
Татьяна_Ясина   обратиться по имени Суббота, 06 Февраля 2010 г. 15:33 (ссылка)

Исходное сообщение azhur
Annataliya, Когда я была в Красноярске, съездили мы к подруге в Минусинск. Там тоже климат не сибирский и уже в середине июня поспели помидоры. В открытом грунте! Он тоже в низине находится.

ну если на то пошло, то монахи на Валааме арбузы выращивают. там действительно теплее, чем в остальной Карелии.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Суббота, 06 Февраля 2010 г. 15:36 (ссылка)

Ответ на комментарий azhur

azhur, просто юга какие-то. :))
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Суббота, 06 Февраля 2010 г. 15:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Татьяна_Ясина

Татьяна_Ясина, про Валаам не знаю, но вот на Соловках "микроклимат" объяснился очень просто. Там грядки находились на горке, которая была постоянно освещена солнцем и хорошо прогревалась даже в таком климате. В результате, успевали вызревать даже ананасы. Но сейчас их там, конечно, уже не выращивают.
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_Ясина   обратиться по имени Суббота, 06 Февраля 2010 г. 15:42 (ссылка)

Ответ на комментарий Annataliya

Annataliya, Секрет Валаама заключается в камне. из которого состоит этот остров. камень хорошо нагревается, испарения от него поднимаются вверх, прогревая воздух. Назвала бы. но не помню как этот камень называется.
Ответить С цитатой В цитатник
deadly_nightshade   обратиться по имени Суббота, 06 Февраля 2010 г. 15:44 (ссылка)
Как-то Иордан совсем неприятно выглядит. Хотя я думаю, если выбирать, куда залезть - в него или в Москву-реку - лучше все-таки Иордан!