К водопаду на плато Путорана

Пятница, 20 Января 2012 г. 10:35 + в цитатник
Большинство туристов, которые прибыли на турбазу на озере Лама вместе с нами на катере, были не из Норильска и ехали сюда впервые. Но, несмотря на это, почти все они прибыли на озеро, чтобы половить рыбу и побухать. Бухания начались уже в первый вечер. Компания из нескольких мужиков расположилась на веранде и заседала чуть ли не до утра. Правда, их мероприятие, как мы сначала подумали, перемежалось с рыбной ловлей - когда я утром проходила мимо них, они уже готовили свежевыловленного осетра. Это навело меня на мысль, что надо и нам попробовать порыбачить. Но потом выяснилось, что осетра они купили в магазине и привезли с собой. Другие же мужчины умудрялись в этот раз вылавливать здесь лишь какую-то мелкую рыбешку. Куда подевалась вся рыба, не знали даже те, кто жил здесь уже давно. Обычно с ее ловлей проблем не бывает никаких. В Ламе спокойно ловятся голец, хариус и другая. Но сейчас было не так. А потому мы не стали заморачиваться на рыбалке и решили просто погулять по окрестностям.
P7175985 (700x633, 297Kb)

Нашей главной идеей было подняться на плато Путорана, и, как казалось, сделать это было вполне реально. По словам хозяина, в нескольких местах прямо от турбазы вели на вершину плато тропы. Правда, с погодой нам не повезло категорически. С утра в первый же день полил дождь, а небо мощно затянуло тучами.
P7165835 (700x525, 255Kb)

Мы прождали примерно до обеда. К часу дня погода не изменилась, но мы не теряли надежду. В конце концов, выйти на маршрут мы могли в любое время суток, благо на озере Лама, как и везде за полярным кругом, стоял полярный день, и ночью было так же светло, как днем. А к трем небо посветлело, дождь, хотя и продолжал капать, но уже не моросил, и мы решили выдвигаться.
Примерно в двух километрах от турбазы в озеро впадала речушка. Она была не такая широкая, но после дождей довольно глубокая, и перейти ее в брод было невозможно, а потому до места начала подъема нас подвезли на моторке.
P7165838 (700x425, 175Kb)

С лодочником, кстати, с нганасанином Виталиком, мы договорились, что он заберет нас с этого же места обратно около девяти часов вечера, а сами пошли.
P7165840 (700x525, 164Kb)

Сначала наш путь лежал к водопадам. Эти водопады, точнее, один водопад, который состоял из множества каскадов, образовался за счет таяния снегов на вершине плато, а также из-за дождей - вода, выпадавшая на плато, маленькими ручейками стекала вниз, ручейки объединялись в ручьи побольше и в обрывистых местах срывались водопадами, а затем вливались в озеро Лама. Виталик высадил нас на берегу, никаких троп перед нами не было, но он сказал нам идти вперед, потом взять чуть правее и выйти на каменное русло водопада. Так мы и сделали.
Перед нами расстилалась лесотундра. Мы шли по мхам, но по таким, каких я больше не видела никогда в жизни. Мох был очень высоким, и хотя визуально понять это было невозможно, ногами мы это чувствовали прекрасно.
P7165842 (700x525, 266Kb)

Ноги утопали во мху по щиколотку, пружинили, и мы шли по нему, как по густому длинноворсному ковру, сухому и мягкому. Ради интереса, чтобы установить глубину этого мха, я попробовала погрузить в него руку. Кисть с выпрямленными пальцами ушла в него полностью, а до "дна" я так и не достала.
P7165920 (525x700, 303Kb)

Среди мха рос невысокий кустарник багульника, аромат от которого разносился по всей тундре, пока что еще не плодоносившая брусника, черника и разные цветы, начиная от всем известных колокольчиков и пижмы, и заканчивая маленькими беленькими, фиолетовыми и красными соцветиями.
P7165900 (700x525, 269Kb)

P7165904 (700x525, 247Kb)

P7165905 (700x525, 306Kb)

P7165906 (700x523, 269Kb)

P7165841 (700x525, 290Kb)

P7165916 (525x700, 340Kb)

P7165903 (700x525, 290Kb)

Нередко мы встречали кустики красной смородины, уже спелой и гораздо более крупной, чем та, которая, как правило, вырастает в более южных областях, к примеру, на многих подмосковных дачах (ррр!). Кстати, красная смородина была здесь совсем необычная. Ее ягоды, хотя и росли гроздьями, как мы привыкли видеть, но были не круглыми, а продолговатыми, да и косточки в них были явно поменьше.
P7165912 (510x700, 185Kb)

По мхам мы шли весьма долго. Постепенно кустарник стал гуще, появились валуны и редкие лиственницы. Идти нам стало гораздо сложнее. Ноги по-прежнему утопали во мху, но натыкались на камни и на сгнившие под ним стволы, при этом подъем усилился. И это было очень неприятно.
P7165845 (700x525, 212Kb)

P7165924 (700x525, 289Kb)

P7165918 (700x525, 255Kb)

Так прошло минут двадцать. Когда мне стало совсем невмоготу, Антон пошел на разведку. Он свернул в небольшую, но, на мой взгляд, совершенно непролазную рощицу каких-то невысоких то ли кустов, то ли деревьев, и вскоре позвал меня. Оказалось, что русло ручья, к которому мы так пробирались, находилось как раз за этой рощицей. Но, когда мы попали туда, нам отнюдь не стало идти легче. Вы когда-нибудь ходили по острым камням, размеры которых примерно со ступню? А по ним же в гору? Дело в том, что такие камни - самые неустойчивые. Если галька под вашими ногами будет как бы прижиматься, а с валуна на валун можно спокойно перепрыгивать, то эти камни - нечто среднее. Наступать на них неудобно, так как они подворачиваются под ногами, а обходить невозможно, потому что кругом лежат только такие. Но кроме камней, нас в русле ручья ждала и другая напасть - комары! Огромное, невыразимо огромное скопище комаров, которые, видя в нас своих жертв, налетали целыми стаями и пытались прокусывать всё, во что мы были одеты - джинсы, куртки. А больше всего страдала моя бедная голова. Эти гады облепляли ее, и их не волновало, куда кусать: в щеки, в губы, в глаза или в затылок. Не спасали от них ни накомарник, они каким-то образом умудрялись меня кусать через него, ни репеллент. Репеллента, правда, хватало примерно минут на тридцать, но вскоре все начиналось заново.
В общем, наше восхождение затянулось. Даже к водопаду, куда обычно можно дойти за полчаса, мы шли час.
P7165846 (700x535, 228Kb)

Но хуже было другое - тропы на вершину плато не было. То есть, совсем. По руслу из камней мы добрались до самого водопада, а дальше перед нами со всех трех сторон возвысились вертикальные стены, сложенные базальтами, подниматься по которым мы совершенно не представляли как. В одном из мест Антон, правда, обнаружил лаз, но поднявшись по нему, тоже уперся в стену...
P7165878 (558x700, 290Kb)

P7165877 (700x525, 225Kb)

P7165895 (700x525, 224Kb)

P7165898 (700x525, 217Kb)

P7165852 (700x525, 225Kb)

Мы полюбовались водопадом. Он был действительно красив. Вода падала вниз метров с десяти-пятнадцати, и не одной струей, а вполне мощным потоком, и разбивалась о камни на тысячу мелких брызг. Оттуда, где это происходило, поднимался холодный водяной пар, который получался из-за силы удара воды, и там же дул ветер, враз разогнавший всю стаю комаров.
P7165856 (525x700, 211Kb)

P7165861 (525x700, 217Kb)

P7165854 (660x700, 306Kb)

Мы перекусили взятым с собой обедом и стали думать, что делать дальше. Плато возвышалось над нами неприступными стенами, а возвращаться назад было глупо, так как лодка должна была прийти только через пять часов, и ждать ее на берегу нам не хотелось.
Но вдруг мы услышали голоса. К нам поднималось четверо ребят с турбазы. Они тоже приехали посмотреть на водопад, но теперь шли порознь: двое - по руслу, а еще двое - по кромке, там, где лазал Антон, пытаясь найти проход к горам. Когда они приблизились, мы поделились планами. У ребят, как выяснилось, тоже была идея найти путь на плато, и именно поэтому они разделились. Но их попытка, как и наша, закончилась неудачей - один из них споткнулся и чуть было не полетел с кромки вниз. В общем, поразмыслив, мы решили оставить восхождение на Путорана до лучших времен, а на турбазе узнать у Олега или Виталика, где, собственно, была эта тропа? Кстати, потом они объяснили нам, что была она как раз там, где лазал Антон и чуть не свалился один из ребят - нам надо было просто преодолеть этот участок и идти дальше. Не знаю, не знаю, но мы все в итоге пришли к выводу, что это для них, проживших на турбазе не один год и облазавших все эти горы, может, тропа и была. Для нас же заметить ее там невооруженным глазом оказалось непросто.
Но, как бы там ни было, ребята засобирались в обратный путь. Лодка за ними должна была прийти через час, и мы попросили передать на турбазе, чтобы и за нами прислали ее не к девяти часам вечера, а уже сейчас. Ребята ушли, ну а мы еще полюбовались водопадом и тоже стали спускаться.
P7165882 (700x525, 274Kb)

P7165908 (700x525, 216Kb)

P7165844 (700x525, 160Kb)

На берегу мы оказались минут через сорок, но лодки там не обнаружили.
P7165931 (700x525, 250Kb)

Ребят тоже не было видно. Что это? Если лодка за ними пришла вовремя, то прошло уже немало времени, чтобы успеть отвезти их на турбазу и вернуться за нами... Мы прогулялись вдоль берега, посмотрели - не причалила ли она за ближайшим утесом, но увы... И тогда решили идти пешком. Конечно, мы прекрасно понимали, что вряд ли сможем перейти речку вброд, но все-таки решили двигаться, а не стоять и не быть съеденными комарами. И тут нам повезло. Мы прошли буквально несколько десятков метров, как увидели на горизонте моторку. Она шла не от базы, а с противоположной стороны озера, но мы решили на всякий случай помахать ей - вдруг она остановится и заберет нас! Ведь, кроме турбазных лодок здесь нет и не может быть никаких других, разве что браконьерские, но сейчас для них тоже был не сезон. На лодке заметили наши усилия, и вскоре она причалила к берегу. На борту были парень и девушка - муж с женой, работающие на турбазе. Мы описали им всю ситуацию, и они без проблем взяли и нас. А когда мы проплывали мимо речки, то заметили ребят, которые были с нами на водопаде. Оказалось, что лодка за ними так и не пришла, так как Виталик перепутал время, и они отправились пешком. В общем, в моторке хватило места и им, и вскоре мы все были уже "дома".
...На следующий день дождь припустился с новой силой. Мало того, задул сильный ветер, и погода стала в точности напоминать наш подмосковный октябрь. Антон где-то прочитал и потом рассказал мне, что бывают года, когда на плато Путорана вообще не приходит климатическое лето, а вместо него весна сразу сменяется осенью. Быть может, это был как раз такой год? И тут уже входила в свои права осень?
P7165834 (700x525, 209Kb)

Мы еще немного погуляли по окрестностям. В лесу отчетливо пахло валявшейся под ногами опавшей сырой листвой. В обед из-за разыгравшегося на озерах шторма за нами на турбазу пришел только один катер из двух. Но, к счастью, это был наш катер. Те же, которые приплыли сюда на втором, должны были дожидаться своего и только на нем возвращаться назад.
P7176141 (700x475, 215Kb)
- Вы сильно не переживайте, - успокаивал их хозяин-шаман Олег. - На озерах шторм, и вполне может быть, что те, кто сейчас уедет на этом катере, там застрянет, и им придется ночевать на берегу.
Но лично нам оставаться на турбазе было нельзя. Наше путешествие заканчивалось, и нас уже совсем скоро ждал в Норильске авиарейс домой. Шаман ошибся. Мы добрались благополучно, и даже качка была не особенно сильной, лишь на одном из озер чуть больше, чем бывает обычно...
До Москвы мы тоже долетели без проблем. А как только прилетели, так сразу погрузились из норильских плюс восьми градусов в московские плюс 32...
На озере Лама мы жили на турбазе "Путораны".
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2011 год, июль:

Озеро Лама. Белый шаман
Плывем на озеро Лама
Талнах. Рудник "Октябрьский". На 910 метров вниз под землю!
Норильск. Шаман, морж, олень и другие бетонные интересности
Норильск. Город на платиноидах
Что едят сибиряки?
Полуночное солнце Дудинки
Игарка. За полярным кругом... дождь
Туруханск и Курейка. Туда, где был ГУЛАГ и Сталин сидел в ссылке
Сибирские деревни
Вниз по Енисею на теплоходе "Валерий Чкалов"
Овсянка, сэр!
Дивногорск. Красноярская ГЭС: снаружи и изнутри
Красноярск. Бобровый лог
Красноярск. Места столь отдаленные
Красноярск. Город с 10-рублевой купюры
Фотообзор: В Сибирь "по этапу"
Национальные парки/заповедники/зоопарки

Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям

Мудрый_Бодрис   обратиться по имени Суровая, северная, но настоящая красота. Пятница, 20 Января 2012 г. 10:52 (ссылка)
Спасибо за яркие впечатления и хорошие фотки.
P.S. Пару слов о тропе в горах. Это очень тонкая тема. Без неё (в смысле тропы) ходить по горам смертоубийство.
Иногда, когда её теряешь, помогает опыт и... интуция. Тропа имеет свою "логику", очень часто её торят животные. А уж потом, "обшагивает" человек. В горах её логика в экономии сил, за счёт петляния по рельефу. Оч интересная "наука", когда... есть время.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 10:57 (ссылка)

Ответ на комментарий Мудрый_Бодрис

Ты знаешь, будь у нас даже еще куча времени, я сомневаюсь, чтобы мы ее нашли. Нужно было брать проводника из местных - факт. У них на такое дело глаз здорово наметан.
Ответить С цитатой В цитатник
Venda1   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 12:15 (ссылка)
Бедная Наташенька.... Сидит такая маленькая несчастная на камушках.
Я чувствую, нам погода аналогичный сюрпризик готовит, если не похуже. :) Но не расстраиваюсь.
А откуда там базальты? Разве это вулканического происхождения горы? Хотя внешне действительно напоминают...
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 12:35 (ссылка)

Ответ на комментарий Venda1

Venda1, Оля, спросила на всякий пожарный, у Антона - главного семейного геолога. :)) Говорит, на Путорана были массовые трапповые извержения, причем, такие мощные, что рельеф поднялся аж на 2 километра. Вот оттуда и базальты. :)
Бедная-бедная, это меня комары заели, сижу отдыхаю под ветерком с водопада, благодаря которому они разлетелись. :))
Оля, у вас по-любому не будет комаров. И это главное. :))
Ответить С цитатой В цитатник
carminaboo   обратиться по имени Re: К водопаду на плато Путорана Пятница, 20 Января 2012 г. 14:43 (ссылка)
Ох, ребята, какие же кадры!
Вам уже впору тематические альбомы издавать)

Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 14:45 (ссылка)
Да ну, Лар!
carminaboo   обратиться по имени Re: Ответ в Annataliya; К водопаду на плато Путорана Пятница, 20 Января 2012 г. 15:03 (ссылка)
Исходное сообщение Annataliya: Да ну, Лар!

А чего да ну... Нет, я понимю, что мы все критично подходим к своим работам и прочее бла-бла. И так да, не Нэшнл Джиографик, но очень -очень много достойного я вижу. И это учесть как безбожно портят фотографии всяческие манипуляции по изменению размера для бложикового формата. А если провести предпечатную подготовку, то, имхо, вполне!

Ответить С цитатой В цитатник
TatjanaSch   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 15:26 (ссылка)
Красоты, конечно, но про комариные покусы даже читать страшно. А тут ещё и фото - крошечное пятнышкло на камнях. Жалко...
JBekkie   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 16:00 (ссылка)
поразило первое фото с упоминанием мха. Просто земля, трава..но когда я его увидела, то не могу передать ощущения. как будто тёплая земля, этот запах после дождя, никого вокруг, север. Ведь это же есть! там, за нашими высокими домами и серым небом! в общем, трудно объяснить, но спасибо тебе!! благодаря твоему посту почувствовала природу, если можно так выразиться!!)

а виды отличные! широка страна родная)
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 17:03 (ссылка)

Ответ на комментарий carminaboo

Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 17:04 (ссылка)

Ответ на комментарий TatjanaSch

TatjanaSch, это ты про меня? :))) Так в тот момент мне как раз уже хорошо. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 17:04 (ссылка)

Ответ на комментарий JBekkie

JBekkie, тебе спасибо. Мне очень приятно, что пост открыл для тебя что-то новое.
Ответить С цитатой В цитатник
carminaboo   обратиться по имени Re: Ответ в Annataliya; К водопаду на плато Путорана Пятница, 20 Января 2012 г. 17:07 (ссылка)
Исходное сообщение Annataliya: Carmina_Burana, думаешь? По мне, так еще и то качество, которое дает наша камера, совсем не тянет.

Что не дает камера, дают графредакторы). У большинства, во всяком случае, именно так)

Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 17:19 (ссылка)
:))) Ну, может. Правда, как фотографа я себя вообще никогда не видела, а Антон вечно ленится.
azhur   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 17:22 (ссылка)
Экскурсия не для слабаков!
Но какие красивые пейзажи! И растительность, и водопад хороши!
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 17:38 (ссылка)

Ответ на комментарий azhur

Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Syamuka   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 18:57 (ссылка)
Annataliya, Ну, с комарами тут все ясно: ты всегда была для них лакомым кусочком... деликатесом, так сказать:))
А мне ваши фотографии, чем больше я в них погружалась, напоминали место на Урале, где вы заблудились. Читаю с настороженностью, думаю, вот... вот сейчас... сообщит, что заблудились... еда кончилась... лодка не пришла... Слава Богу, что все обошлось! Нее, в такие места надо обязател но с проводником.
А зверье какое-нибудь!? Кстати, попадалось? Растительный мир - сказочный - суровый, но неповторимый.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 19:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Syamuka

Syamuka, да, это ты наш поход на Иремель вспомнила. На самом деле, тут ничего подобного случиться просто не могло. С любого места склона видно озеро, и понятно, куда к нему идти.
А зверья вообще никакого не было. Да там особо и нет никого, кроме оленей. Холодно.
Ответить С цитатой В цитатник
nnadink   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 20:35 (ссылка)
удивительные кадры, и места обалденные...... побыть бы там... и подольше) пожить... почувствовать...)
Спасибо за рассказ, Наташ)))
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 20:48 (ссылка)

Ответ на комментарий nnadink

nnadink, пожалуйста. :)
Ответить С цитатой В цитатник
starry_fairy   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 22:34 (ссылка)
Annataliya, Изумительная природа, погуляла от души.
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 22:43 (ссылка)

Ответ на комментарий starry_fairy

Я рада, Тамри, что тебе понравилось. :)
Ответить С цитатой В цитатник
Snowbaby   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 23:00 (ссылка)
Спасибо за очередное, очень интересное путешествие. С вами просто классно путешествовать.
Annataliya   обратиться по имени Пятница, 20 Января 2012 г. 23:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Snowbaby

Спасибо Вам. Очень приятно слышать такое. :)
Ответить С цитатой В цитатник
nadezhda_bio   обратиться по имени Суббота, 21 Января 2012 г. 00:14 (ссылка)
Annataliya, фото супер!
Annataliya   обратиться по имени Суббота, 21 Января 2012 г. 00:27 (ссылка)

Ответ на комментарий nadezhda_bio

Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Artdizz   обратиться по имени Суббота, 21 Января 2012 г. 01:38 (ссылка)
Именно такая природа, больше всего цепляет - дикая, не обжитая и суровая. Так и чувствуется что выжить каждому деревцу или червячку там стоит огромных усилий.
Lapus_ka   обратиться по имени Суббота, 21 Января 2012 г. 07:52 (ссылка)
Какая изумительная природа, отчет потрясающий! Наташ, а не страшно было вот так уйти в лес, одним, без проводника?
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Суббота, 21 Января 2012 г. 11:45 (ссылка)

Ответ на комментарий Artdizz

Artdizz, да, так и есть.
Ответить С цитатой В цитатник
Annataliya   обратиться по имени Суббота, 21 Января 2012 г. 11:48 (ссылка)

Ответ на комментарий Lapus_ka

Lapus_ka, Кать, там лес условный. Во-первых, редкий - все видно метров на 300. А во-вторых, с любого места на склоне гор видно озеро. И понятно, как к нему идти. Так что, там, даже если захочешь, не заблудишься.